Секреты станса

Данная статья является сильно сокращённым переводом The Secrets Of Stance! с www.hotrod.com. Я решил сделать чисто-технический перевод, опустив большую часть блестящего юмора авторов, поскольку переводной юмор в любом случае обречён быть лишь бледным подобием оригинала. Данный обрезанный вариант всё же будет полезно изучить отечественным любителем тюнинга, поскольку его актуальность в наших условиях даже выше, чем в стране происхождения. Читателей же, владеющих «языком вероятного противника», призываю ознакомиться с данным шедевром непосредственно в оригинале.

Исходный вариант. Здесь, по мнению авторов статьи, со стансом всё o’k.

Станс  от англ. Stance, «поза», «стойка», «осанка» — искусство подбора колёс (как дисков, так и шин) и настройки шасси автомобиля для наилучшего эстетического соответствия выбранным колёсам и общему замыслу. Станс уже давно стал неотъемлемой частью работы над любым хотродом, кастомом или подобным проектом.

Оригинал статьи построен по принципу «как НЕ надо делать станс»: авторы взяли реальный Dodge Charger и нарисовали с ним тринадцать неприемлемых на их взгляд вариантов станса, для каждого из которых приведено развёрнутое описание того, почему это неправильно и что нужно сделать для того, чтобы всё встало на свои места.

Прошу обратить внимание, что всё сказанное в статье относится именно к хотродам и проектам смежных стилей, а не к стоковому автомобилю.

Итак, начнём…

Станс №1: Gasser

Если вы не строите настоящий Gasser (но на этом рисунке показан не этот случай), стоит стремиться к тому, чтобы передок сидел немного ниже задка — это называется Rake, «рэйк». На обычном хотроде обратное соотношение = Epic Fail. Обратите внимание на огромный зазор между передней аркой и шиной — этого надо избегать.

Проблема: передок задран намного выше задка.

Причина: в большинстве случаев хозяин машины начнёт объяснять, что такая посадка возникла сама собой из-за просадки рессор, однако обычно это не корень проблемы. В большинстве случаев основная причина — неправильная подборка пружин при тюнинге передней подвески (например, не соответствующих массе двигателя, рассчитанных на более тяжёлый) или не предусмотренного изготовителем пружин облегчения передней части автомобиля.

Что делать: используйте drop spindle (специальный тюнинговый поворотный кулак для занижения подвески со смещённой осью ступицы). Не бойтесь немного подрезать пружины, но учитывайте, что зависимость между длиной пружины и величиной занижения — не прямая; так, если пружина расположена ровно посередине нижнего рычага подвески (передаточное отношение 2:1) — при обрезании пружины на 1 см подвеска опуститься на 2 см.

От себя: для регулировки высоты передней подвески в небольших пределах удобны проставки под болты крепления чашки пружины к нижнему рычагу.

Когда это приемлемо: если вы строите настоящий Gasser (а это, в первую очередь, зависимая подвеска спереди) или стилизацию, но тогда нужно использовать и остальные элементы этого стиля.

Станс №2: Жук-вонючка

(буквальный перевод — «клоп», но я решил сохранить смысл названия)

Проблема: зад задран слишком сильно, перед опущен слишком низко.

Причина: так действительно очень часто делали в 70-е — 80-е годы, подражая гоночным Pro Stockers и Funny Cars. Тогда считалось крутым демонстрировать окружающим заднюю подвеску, хромированную крышку дифференциала заднего моста, огромные глушаки, спортивные аммортизаторы и прочий хлам из Super Shops. Сегодня это уже моветон.

Что делать: вытащить к чёрту всё лишнее из задней подвески.

Когда это приемлемо: если вы регулярно грузите по полтонны в багажник.

Станс №3: Покоритель бездорожья

(в оригинальном названии обыгрываются недавние наводнения на юге США)

Проблема: слишком высокая посадка.

Причина: как правило неправильный подбор пружин, часто усугублённый столь же плохим подбором выпуска, который без задирания подвески волочиться по земле.

Что делать: поставить нормальные пружины, обрезать пружины, поставить drop spindles. Убрать всю дрянь из задней подвески. Поставить нормальный выпуск.

Когда это приемлемо: (от себя) на наших машинах в стоке именно такая посадка.

Станс №4: Donk

Нам было не по себе, когда мы рисовали это, но мы справились с собой. Просто. Не. Делайте. Так.

Проблема: безобразно большие и, потенциально, небезопасные колёса.

Причина: изначальный смысл этого стиля (прим. переводчика: негритянского) — намекнуть, что колёса были украдены, то есть, времени на подбор нужного размера не было (то же касается и непропорционально маленьких колёс на лоурайдерах). К сожалению, даже подвеска современного автомобиля не способна адекватно справляться с такими тяжёлыми колёсами (более 22 дюймов). Что уж говорить о «старичках», рассчитанных обычно на колёса размерностью не более 14-15″.

Что делать: поставить нормальные колёса !

Когда это приемлемо: если ваша цель — номинация на Дарвиновскую премию.

Станс №5: Низкий, резкий

Проблема: рама чиркает об асфальт при езде, нарушение геометрии подвески, неминуемое повреждение днища и картера двигателя.

Что делать: поставить пневмоподвеску.

Когда это приемлемо: если машина передвигается по дорогам общего пользования на трейлере; желаем удачи при съезде с трейлера !

Станс №6: Узкая колея

Проблема: колёса слишком сильно заглублены в колёсных арках.

Причина: непродуманность, руки не из нужного места, отсутствие вкуса. Часто возникает после замены подвески, когда колея оказывается меньше, чем нужно, или из-за плохого подбора вылета колёс.

Что делать: тщательно продумывать и просчитывать положение колёс в арках, использовать макетирование. В идеальном случае, вся подвеска строиться под конкретные колёса.

Когда это приемлемо: (от себя) на многих старых машинах это смотрится нормально с родными дисками с колпаками и штатными узкими шинами.

Станс №7: Широкая колея

Проблема: колёса торчат из арок (как правило сочетается с №3).

Причина: неправильный подбор колёс.

Станс №8: Плоская морда

Проблема: несоответствие вылета дисков передних и задних колёс: спереди диск плоский, сзади спицы ощутимо заглублены.

Причина: установка спереди современной подвески, рассчитанной на современные диски с большим положительным вылетом.

Что делать: подбирать диски, дизайн которых делает акцент на углублении при переходе от обода к спицам, не увлекаться слишком большим увеличением колеи, чтобы оставалось место для дисков с меньшим вылетом.

Станс №9: Обувка не по размеру

Проблема: слишком низкий профиль шин относительно их размерности или размеров / массы / пропорций автомобиля.

Причина: подбор колёс и шин в отрыве от того, как они будут смотреться на автомобиле.

Станс №10: Тяжёлый задок

Проблема: станс правильный, но этого не видно.

Причина: станс выставлен исключительно по положению порога кузова относительно земли, без учёта других факторов — например, взаимного положения шины заднего колеса и задней колёсной арки. На этом рисунке арка сильнее прикрывает заднее колесо, чем переднее, в результате возникает обман зрения и реально имеющий место небольшой Rake визуально пропадает, а задняя часть выглядит излишне тяжеловесно.

Что делать: более внимательно относиться к стансу, не увлекаться слишком большими колёсами.

Станс №11: Бегемот на пуантах

Проблема: колёса слишком ажурные для такого дизайна автомобиля.

Причина: установка на огромный маслкар колёс, дизайн которых разрабатывался для более компактных европейских / японских автомобилей.

Что делать: придерживаться правила — чем массивнее машина выглядит, тем толще и массивнее должны быть спицы дисков.

Станс №12: Исчезающие диски

Проблема: диски настолько тёмные, что их вообще не видно (зачем тогда тратить на них столько денег ?).

Что делать: использовать не чёрные, а тёмно-серые (Graphite, Dark titanium) диски; «проявляющая» диски красная полоска:

Правильный вариант.

Станс №13: Скребу глушаком

Проблема: выхлопная система висит под днищем слишком низко и цепляет за лежачих полицейских; после того, как это надоедает владельцу, часто ведёт к стансу №1 или №3.

Причина: плохой подбор компонентов для тюнинга, отсутствие внимания к должному креплению выпуска.

Что делать: правилом хорошего тона считается иметь дорожный просвет под низшей точкой выпускной системы хотя бы в 4 дюйма (~10 см) (от переводчика: и это в Америке ! Для наших условий накиньте ещё как минимум половину от этого числа).


  • идейский

    Познавательно. Автор пиши ещё:)

  • Аноним

    Отличная статья, спасибо! Как раз в будущем сезоне собирался этот вопрос решать.