Изменения в конструкции

Составлено в основном по сообщениям информационной службы Горьковского автомобильного завода, заводской документации, а также по итогам изучения объявлений на сайтах и бортжурналов пользователей DRIVE2. Если сообщение об изменении было официальным — в большинстве случаев указываются номера шасси автомобиля или агрегата, с которого данное изменение появилось на серийных автомобилях. Из двух фотографий, везде слева представлено состояние до изменения конструкции, справа — после.

К сожалению, в перечне модернизаций имеются пробелы (самые обширные из них обозначены значком ♦), в основном до 1970, между концом 1972 и концом 1973, а также концом 1975 и началом 1977. Знаком вопроса (?) помечены изменения, точная дата которых не известна, либо информация не является на 100% надёжной.

Стоит также отметить, что во многих случаях нововведения поначалу касались только части выпускаемых машин, повсеместное же внедрение происходило лишь спустя какое-то время (например, когда заканчивались запасы старых деталей на складах). Т.е. какое-то время детали нового образца могли устанавливаться параллельно с деталями старого образца. Так что приведённые номера шасси зачастую не являются «железобетонной» границей — скорее, это просто начало внедрения того или иного новшества.

Наконец, отмечу, что многие машины были «модернизированы» владельцами, либо получили более новые детали, узлы и агрегаты в процессе ремонта.

Буду признателен за дополнения и уточнения !

Внесение изменений в конструкцию ГАЗ-24 происходило неравномерно, в несколько этапов с паузами между ними, когда машина сходила с конвейера практически без изменений.

Первый, продлившийся от освоения машины в массовом производстве и примерно до середины семидесятых годов — период минимальных изменений, в основном исправлявших «детские болезни» машины или незначительные огрехи конструирования и технологии — в общем, нормальный для любого производителя процесс текущего совершенствования находящейся на конвейере модели.

Второй период — модернизация 1976...1978 годов, после которой машина приняла вид, ныне условно именуемый «второй серией», в основном она затронула салон автомобиля, в меньшей степени — переднюю и заднюю оконечности кузова.

Третий период — также осуществлявшийся за несколько лет, с 1984 по 1987 год, переход к модели ГАЗ-24-10, модернизированной за счёт внедрения части агрегатов от новой модели ГАЗ-3102.


  • опытные автомобили, а вероятно также и предсерийного выпуска (?): алюминиевый картер заднего моста (правая часть, в которой устанавливался редуктор; левая часть именовалась «крышкой картера» и всегда была литой стальной); на серийных машинах заменён на литой чугунный;
  • до середины 1970 года, шасси 2ххх: зеркало заднего вида перенесено на дверь водителя (по другой информации — с марта 1968 года, т.е. ещё на предсерийных машинах);
  • осень 1970: новый крой обшивки подушек и спинок сидений со вставками из кожзаменителя на лицевой части, до этого обшивка лицевых частей была целиком тканевой; автомобиль с шасси 1651 ещё имеет обивку старого образца;
  • примерно с начала 1971: упрощённое неподвижное заднее сидение, без салазок и механизма, поднимающего подушку и спинку при раскладывании в спальное место. Впоследствии механизм упростили, спинка заднего сиденья стала стационарной.

  • август 1971, двигатель 84710: новые клапанные пружины с переменным шагом и их тарелки;
  • примерно до 1971: плафон освещения салона от ГАЗ-21;
  • середина... вторая половина 1971: новые утопленные и перенесённые вниз пепельницы на задних дверях, в связи со стуком пепельниц старой конструкции при движении:

changes_1b

  • начало 1972, шасси 56076: резиновый маслоразделитель в воздушном фильтре, упразднён поддерживающий кронштейн;
  • начало 1972: улучшенные, более долговечные и менее шумные, подшипники заднего моста (с дополнительной маркировкой П);
  • середина 1972: шланг с патрубком на фильтре для снижения шума всасывания;
  • шасси 57309: новые подушки рессор и их обоймы, снизилась шумность;
  • шасси 74246: стопорное устройство (скоба) на пальцах оси нижних рычагов подвески;
  • начало 1972, шасси 74608: новые чугунные цельнолитые тормозные барабаны вместо старых со штампованной центральной частью, аналогичных ГАЗ-21:

24_brake_drums_early_and_late

  • 1972, шасси 75181: рулевой механизм на бронзовой втулке вместо игольчатого подшипника, устранивший стук при переезде неровностей дороги;
  • середина 1972 (по другим данным сер. 1971): новые («короткие») фонари указателей поворота, с корпусами из цинкового сплава с хромировкой вместо металлизированного пластика и улучшенной оптикой:

changes_2Причина перехода банальна и хорошо видна на приведённом фото — металлизированный пластик оказался нестойким и в процессе эксплуатации быстро терял товарный вид (фото такого же нового поворотника, слева). Рассеиватель поворотника неоднократно незначительно менялся вплоть до 1978 года (изменялся рисунок, исчезала и вновь появлялась круглая линза), после чего оставался неизменным до самого конца выпуска модели.

  • середина 1972, шасси 91136: унифицированные правый и левый брызговики рамы (внутренние панели передних крыльев), введены новые тормозные трубки от тройника к передним колёсам, от разделителя к тройнику и к соединительной муфте, между муфтой и шлангом задних тормозов, между усилителем и главным тормозным цилиндром;
  • середина 1972, шасси 94822: новые травмобезопасные зеркала заднего вида — салонное и внешнее зеркало (спроектированы так, чтобы отламываться от основания при сильном ударе):

changes_3b

  • середина 1972, шасси 100258 (?): вместо старого, унифицированного с замком бензобака, введён новый привод замка багажника и сам замок, с поворотной частью, отпирающей багажник при повороте если замок не заперт:

changes_5

  • середина 1972, шасси 106079: убрана электромагнитная муфта вентилятора, появился новый водяной насос с обычным шкивом вентилятора;
  • 1972: изменённые вилки, штоки и головки в механизме переключения передач, более надёжное крепление головок;
  • 1972: новый маятниковый рычаг с шаровым шарниром, более долговечный;
  • осень 1972 (?), не ранее шасси 108641: стояночные огни на задних стойках:

changes_4

  • 1972 или в течение 1973 (?): потайное крепление заднего бампера, вместо использовавшихся до того болтов с круглыми головками:

changes_7

  • ? (но до 1974 года, скорее всего в течение 1973): новые замки форточек передних дверей с блокирующими кнопками, затрудняющими злоумышленнику вскрытие автомобиля:

24_zamki_fortochek


  ♦ ♦ ♦


  • октябрь 1973, двигатель 275166: изменены (укорочены) шпильки крепления головки блока цилиндров;
  • конец 1973 или в течение 1974 (?): начинается комплектация радиоприёмником А-271Г на гибридных микросхемах вместо транзисторного АТ-66, в связи с чем использовалась также новая центральная часть декоративной вставки панели приборов вокруг него (боковые вставки с дефлекторами вентиляции остались старого образца до самого конца выпуска чистого ГАЗ-24; отделка матовым хромом была сначала дополнена на части машин, а к 1976 году — окончательно вытеснена плёнкой под дерево):

changes_8


  • январь 1974, шасси 196897: введён комплект регулировочных колец для шестерней заднего моста, что значительно расширило пределы регулировки и повысило точность их установки;
  • начало 1974, шасси 197425: немного изменены обода колёс — уменьшен диаметр отверстия под вентиль;
  • февраль 1974, шасси 203025: новый замок зажигания от «Жигулей», соответствующие изменения рулевой колонки и проводки:

changes_10

  • февраль 1974, двигатель 315119: новые свечи зажигания А7,5БС (А17В по более новому ГОСТ'у) вместо А11БС на двигателе 24Д (под АИ-92); видимо, примерно тогда же (?) на моторы 24-01 под АИ-76 стали устанавливаться свечи А15ХС (А11);
  • начало 1974, двигатель 300112: новая прокладка держателя заднего сальника коленвала (набивки);
  • март 1974, шасси 317031 (?): новый шланг трубки вакуумного регулятора [вероятно, опечатка в источнике, и на самом деле номер начинается с цифры 2, а не 3 - иначе не сходиться с другими приведёнными номерами];
  • март 1974, двигатель 323455: унифицированы коромысла клапанов и штанги толкателей разных моделей двигателей ЗМЗ / ГАЗ;
  • июль 1974, двигатель 352442: новые, усиленные поршневые пальцы;
  • июль 1974, двигатель 355152: изменён коленчатый вал, усилен его хвостовик;
  • август 1974, шасси 236639: усиленные болты на хомутах рулевой трапеции, не требующие шплинтовки;
  • сентябрь 1974, шасси 239402: новая, более надёжная пружина в разделителе тормозов;
  • октябрь 1974, шасси 246101: новый привод сцепления с автоматической регулировкой:

changes_9

  • конец 1974, шасси 256504: стопорные пластины вместо пружинных шайб под гайки крепления муфт рулевого управления;
  • конец 1974, шасси 258897: облегчённые пятилистовые задние рессоры из листов трапециевидного профиля;
  • с 1974 года вместо фар в сборе модели ФГ122-К с оптическим элементом ФГ105 (с симметричным светораспределением, «американки») стали устанавливаться фары в сборе модели ФГ122-КВ с оптически элементом ФГ140 (с асимметричным светораспределением, «жигулёвские», «евролуч»);

  • январь 1975, шасси 262835: новая комбинация приборов со стрелочным спидометром, новый переключатель света, соответствующие изменения в электрике:

changes_12

  • январь 1975, шасси 264057: скобка, крепящая предохранитель на проводе радиоприёмника, предотвращая его повреждение лючком вентиляции;
  • февраль 1975, двигатель 417850: увеличен наружный диаметр вставок гильз цилиндров;
  • март 1975, шасси 273302: изменённый топливопровод с «обраткой» от карбюратора к бензобаку, что облегчило пуск горячего двигателя за счёт лучшего охлаждения деталей топливной системы;
  • апрель 1975, шасси 278522: расширительный бачок в системе охлаждения для использования антифриза, герметичная пробка радиатора;
  • апрель 1975, шасси 281027: новые шланги на отопителе, облегчающие сборку и обеспечивающие лучшее уплотнение;
  • май 1975, шасси 288791: введена новая, более широкая герметизирующая прокладка задних фонарей;
  • июль 1975, шасси 296473: новые, улучшенные шланги омывателей ветрового стекла;
  • июль 1975, шасси 299722: внутренние шарниры боковых рулевых тяг с улучшенной герметизацией;
  • август 1975, шасси 303137: появился сигнализатор падения уровня в гидроприводе тормозов;
  • август 1975, двигатель 474374: новый маслоотражатель на переднем конце коленвала, без шпоночного паза;
  • октябрь 1975, двигатель 499324: новые датчики указателя давления масла с существенно большим ресурсом;
  • октябрь 1975, шасси 314489: изменённые короба вентиляции для улучшения вентиляции салона;
  • конец 1975: новые блокирующие кольца синхронизаторов в коробке передач, латунные вместо бронзовых;
  • 1975 (?): внешние дверные ручки с более тонкими толкателями (кнопками) — 18 мм вместо 20 мм, считается что это было сделано для установки уплотнительного резинового кольца:

changes_6

  • конец 1975 — 1976 (?): переход на принудительную закрытую вентиляцию картера за счёт разрежения во впускном коллекторе: убран фильтр-пробка на крыше заливной горловины («грибок»), добавлены трубки отвода газов из крышки клапанной коробки в воздушный фильтр и в карбюратор;
  • конец 1975 или начало 1976 (?): упругая резиновая муфта в удлинителе коробки передач, устранившая проблемы с вибрацией в определённом диапазоне скоростей, наблюдавшиеся на некоторых машинах;
  • конец 1975 или начало 1976 (?): изменённая, более мягкая задняя опора силового агрегата, с витыми пружинами вместо резинового блока, снизившая уровень вибрации;
  • по разной информации или 1975, или конец 1976 (?): обивочные панели дверей с горизонтальным тиснением вместо вертикального:

changes_11


♦ ♦ ♦


  • февраль 1977, шасси 411018: электрический стеклоомыватель лобового стекла и новый стеклоочиститель;
  • начало 1977, двигатель 648851: новые тарелки клапанных пружин;
  • март 1977, двигатель 668765: картонная прокладка под маслонасос вместо паронитовой;
  • май 1977, шасси 433606: новая обивка и изменённая конструкция сидений, тогда же убрали подлокотник и вкладыш между передними сидениями:

changes_interior

  • середина 1977, шасси 444805: новые ручки на панели приборов, более эргономичные и с более крупными и читабельными пиктограммами:

changes_13

  • июль 1977, шасси 447110: шестилопастной вентилятор охлаждения двигателя вместо восьмилопастного;
  • июль 1977, двигатель 712363: дополнительные отверстия и увеличенные окна на водораспределительной трубе внутри головки блока и в прокладке головки блока, чем улучшено охлаждение гильз;
  • август 1977, шасси 449343: изменены вторичный вал коробки передач, комплект шестерён первой передачи и сама шестерня первой передачи;
  • сентябрь 1977, шасси 454089: новый фланец приёмной трубы глушителя;
  • октябрь 1977, шасси 462115: условно травмобезопасные обшитые мягким пластиком панель приборов и облицовка дверей:

changes_late_dash

  • октябрь 1977, шасси 463517: ремни безопасности для задних сидений на седанах:

Safety_belts_350px

  • ноябрь 1977, двигатель 1498732 [так в источнике]: новая втулка в малой головке шатуна, сделавшая соединение шатуна со втулкой более надёжным;
  • декабрь 1977, шасси 476430: изменена ручка управления вентиляцией;
  • декабрь 1977, шасси 476964: новое рулевое управление с опорной втулкой;
  • 1977 (?): появились указатели поворота на передних крыльях:

changes_povtoritel

  • после 1977 (?): появились инерционные ремни безопасности для передних сидений (фактически долгое время могли ставиться параллельно как статические, так и инерционные — это даже было отражено в инструкции 1982 года издания):

24_inertia_reels


  • январь 1978, двигатель 778009: новый передний сальник коленчатого вала из другого материала;
  • январь 1978, шасси 480354: изменена тяга жалюзи радиатора;
  • январь 1978, шасси 481388: новая, не взаимозаменяемая со старой стяжка аккумуляторной батареи;
  • февраль 1978, шасси 488818: шестерни II и III передач повышенного качества без бронзовых втулок;
  • март 1978, шасси 498470: новый кронштейн звукового сигнала;
  • май 1978, шасси 505615: появились противотуманные фары:

changes_foglamps

  • октябрь 1978: появились новые бампера, с клыками и без орнаментов по бокам от площадки для номера, а также (видимо, несколько ранее) укороченный молдинг под решёткой радиатора:
    • с октября, шасси 537968 — на ГАЗ-24-01
    • с декабря, шасси 547929 — на остальных

changes_bumperguards

  • ноябрь 1978, шасси 542900: появился чехол на запасное колесо;

♦ ♦ ♦


  • 1979, шасси 567870: новая спинка переднего сидения водителя, без крепления для подлокотника;
  • середина 1979, шасси 584355: новые рассеиватели задних фонарей со встроенными катафотами:

changes_taillights

  • 1980 (?): чёрное салонное зеркало вместо хромированного, вероятно примерно тогда же (?) и чёрное наружное зеркало;
  • 1980: приёмник А-275Э вместо А-271Г, внешне отличающийся рукоятками без блестящих ободков и огоньком индикатора выбранного диапазона;

  • 1981 (ближе к концу года ?): новая задняя панель кузова с подштамповкой под номера нового стандарта (широкие с белым фоном и чёрными цифрами);

  • 1985—1987: снятие ГАЗ-24 и автомобилей на его базе с производства и замена модернизированным семейством на базе ГАЗ-24-10 (через «переходные» варианты, сочетавшие элементы ГАЗ-24 и 24-10).