О сайте

О сайте


Уведомление

Статьи сайта GAZ24.RU могут мной также размещаться (полностью или частично, с переработкой или без таковой) на моём канале в Яндекс Дзене, а также на моём персональном сайте dl24.gaz24.ru.

Данная перепечатка осуществляется мной и моих авторских прав не нарушает.


Данный сайт посвящён семейству автомобилей на основе «Волги» ГАЗ-24, причём с очень широким кругом охвата, который включает в себя все её производные, все так или иначе связанные с ней автомобили, и вообще всё, что по мнению автора сайта может иметь к ней какое-либо отношение, включая иностранные модели и процессы, которые шли в мировом автопроме во время её разработки и производства.

Прошу обратить особое внимание на тот факт, что данный сайт является исключительно популяризаторским и не имеет прямого отношения к серьёзной исторической науке, равно как и не является серьёзным исследовательским проектом (что подразумевает наличие в работе профессионально выполненного анализа фактов и сделанных на его основе имеющих научное значение выводов) и не претендует на энциклопедичность (подразумевающую системность и определённую объективность изложения). Цель данного сайта и его автора — именно популяризация уже накопленных знаний об истории отечественного автомобилестроения, а не их изыскание и введение в оборот.

Последним применительно к тематике данного сайта занимается немалое количество талантливых исследователей высочайшего уровня — таких, как Иван Падерин и Александр Лекае — вступать в конкуренцию с которыми было бы глупо и даже абсурдно. Ниша данного сайта по сравнению с их трудами совершенно иная — он рассчитан в большей степени на интересующегося данной темой массового читателя, чем на искушённого специалиста, ищущего принципиально новых сведений по ней.

Основной предмет интереса автора сайта — не сами по себе события и их даты, а причинно-следственные связи — то, как и почему создателями автомобиля были приняты те или иные решения, чем они при этом руководствовались, какие альтернативы ими рассматривались, каков был их общий исторический контекст, и т.п. Именно в таком ключе и построено изложение в большинстве статей сайта. Разумеется, при этом очень сложно избежать пресловутого «сослагательного наклонения» — рассуждений о том, как всё могло бы сложиться при принятии альтернативных решений, а также «гадания на кофейной гуще» на тему мотивации конструкторов, о которой они далеко не всегда посчитали нужным прямо написать в мемуарной литературе (если вообще оставили после себя какие-либо воспоминания). Это — издержки принятого подхода, который необходимо иметь в виду при чтении данного сайта.

Особый акцент в материалах сайта сделан также на развенчании мифов и популярных заблуждений, из-за чего по стандартам, принятым для серьёзных исторических исследований, информации такого рода они содержат непропорционально много.

Особое предостережение хотелось бы сделать относительно такого явления, как объективность представленной на сайте информации. Так вот — информация, представленная на данном сайте, является сугубо субъективной. Часто дважды субъективной, потому что на субъективность автора текста налагается субъективность источников, которые используются при его составлении.

Причём ещё не ясно, какие из источников в этом плане лучше — первичные (исторические документы и фотографии, архивные данные, газетные публикации, непосредственные свидетельства участников событий и т.п.) или вторичные (исследовательские работы, статьи, журнальные публикации, мемуарная литература и т.п. виды источников, подразумевающие некую вторичную переработку информации).

Первичные источники зачастую для своего корректного понимания требуют предварительной интерпретации опытным специалистом: исторические документы могут быть непонятны вне определённого контекста, содержать неверную, искажённую или даже откровенно ложную информацию; фотографии — некорректно подписаны или датированы, а то и просто являться постановочными и фактически изображать не то, что видит на них зритель; участники событий — что-то плохо помнить, не до конца понимать то, о чём они говорят, не иметь необходимого для правильной интерпретации того, свидетелями чего они были, квалификации, быть ангажированными в пользу какой-либо предвзятой точки зрения или даже откровенно привирать. В популярной прессе и литературе для массовой аудитории может содержаться упрощённая, устаревшая уже на тот момент, а то и искажённая с целью большей доходчивости, версия каких-либо технических сведений. И т.д. и т.п.

Даже сохранившиеся до нашего времени материальные объекты прошедших эпох часто не могут быть правильно интерпретированы без специальных знаний (см. пример из совсем другой области). Это в полной мере касается и старинных автомобилей: без тщательного системного изучения их историками (т.е. не знакомства с единичными экземплярами, а сбора информации на достаточно репрезентативной выборке) и сличения полученных при этом данных с документальными и прочими источниками мы бы неверно представляли себе многие нюансы их внешнего облика и отделки. Достаточно банальный пример: цвета материалов, использовавшихся на старых автомобилях для отделки салона, были часто склонны к выгоранию, и на сохранившихся для наших дней автомобилях с родным салоном они искажены. Так, многие уверены, что матерчатый потолок ранней 21-й «Волги» был бежевым, как  и шитые окантовки дверных проёмов. Это представление сложилось у людей, никогда не видевших эти автомобили новыми. На самом деле они были цветными, причём достаточно ярких цветов, как и использовавшийся для обтяжки сидений кожзам, но со временем выгорали. А такие неверные представления в свою очередь ведут к неверным выводам — например, о невзрачной отделке салона, или серых унылых моторных отсеках советских автомобилей (которые на самом деле до определённого момента были вполне себе цветными и яркими, но до наших дней дошли не в первозданном виде).

Вторичные источники в этом отношении выглядят как более надёжные, но, увы, ненамного — переработку информации для них осуществляют исследователи, всегда имеющие определённую степень субъективности в своих суждениях, и хотя хочется верить в их научную добросовестность, полностью полагаться на их слова нельзя. В конце концов, именно такими исследователями истории автомобилизма, а в особенности — её популяризаторами, было создано большинство гуляющих по сей день мифов, которые продолжают существовать даже несмотря на то, что уже давно были опровергнуты. Ещё хуже то, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся» в мышлении других людей — очень часто исследователь нечётко выражает свою мысль, неудачно выбирает для этого слова, или чрезмерно увлекается в процессе, в результате чего сказанное им понимается превратно, помимо его воли порождая миф (ещё и подкреплённый авторитетом самого исследователя).

Увы, но автор этого сайта к процессу мифотворчества тоже был в какой-то степени причастен; что особенно страшно — совершенно не факт, что именно вот этого самого не происходит прямо сейчас )))

Например, типичный механизм появления мифа — когда в исследовании написано, что некое явление было ограничено по времени и пространству, т.е. имело место редко или лишь в определённых условиях (являлось исключением из правила), но высказано это так, что у читателей возникает впечатление, что именно это и есть правило, и явление происходило очень часто или даже постоянно.

Как не вспомнить тут про «до 70 миллионов лично расстрелянных килограммов припоя» на кузове «Победы» - сведения, исходным источником которых является сатирическая (!) заметка «Приключения шестого кузова» во внутризаводской газете, и которая изначально относилась только к самым ранним условно серийным «Победам», собиравшимся по обходной технологии, т.е. по сути говоря - кустарным методом, потому что половины оснастки для производства автомобиля готово ещё не было, а план давать было уже нужно. Которые в общественном сознании как-то трансформировались в то же самое число килограммов олова уже на кузове каждого экземпляра «Победы» — что к действительности имеет не больше отношения, чем фольклорные «лужёные кузова», над которыми из доморощенных юмористов от истории автомобиля не посмеялся только ленивый. Что совершенно не мешает той же публике годами перепечатывать друг у друга про «70 килограммов». Хотя это вообще может быть банальной гиперболой юмористов — авторов заметки.

И хотя одни факты являются более надёжно установленными, чем другие, в целом ничего из изложенного на данном сайте не нужно принимать за истину в последней инстанции. В частности, огромное число сведений, в особенности — имеющих отношение к ранней стадии разработки автомобиля, до последнего времени остававшейся практически не освещённой в популярной литературе, дошло до нас в виде разрозненных упоминаний, трансформировать которые в объективное знание, представляющее научно-историческую ценность, попросту невозможно без должной квалификации, отсутствующей у автора данного сайта. Всё, что он может сделать в такой ситуации — это либо дать им свою субъективную трактовку, далеко не обязательно соответствующую действительности ввиду упомянутых выше причин, либо положиться на мнение более профессиональных исследователей, изложенное в их доступных для изучения работах.

Никаких попыток изобразить непредвзятость и объективность изложения материала автор принципиально не делает — в этом принципиальное отличие данного сайта от, скажем, содержимого «Википедии», претендующей на вышеупомянутые качества контента. Данный сайт является авторским проектом, контент которого составляется в соответствии с воззрениями и предпочтениями его автора. Принятый для него подход — создание по возможности целостной и внутренне непротиворечивой картины истории на основе имеющихся у автора на данный момент данных.

При этом в тексте делаются определённые оговорки в тех случаях, когда излагаемые сведения вызывают определённые вопросы, происходят из источников, не заслуживающих полного доверия, или даже являются плодом домысливания самим автором — что, увы, является необходимым при заполнении «белых пятен» изобилующей ими избранной темы. В значительной степени это (как, в принципе, и вся история) — предположение о том, что и как могло быть, реконструкция прошлого, причём реконструкция авторская и не профессиональная (хотя и, хочется надеяться, достаточно осведомлённая).

Поэтому к разбросанным по тексту словам «вероятно», «скорее всего», «можно предположить» и т.п. — просьба относиться внимательно ! Они в нём разбросаны «не для мебели» и как правило имеют вполне конкретный смысл.

Время от времени при изложении некоего вопроса приходится приводить сразу несколько вариантов точки зрения на него, порой — взаимно противоречащих друг другу (причём часто альтернативная интерпретация добавляется уже впоследствии, по мере появления у автора дополнительной информации). Поэтому если в одном месте статьи делается определённое утверждение, а несколькими абзацами ниже приведено едва ли не противоположное по смыслу — это не означает, что у автора сайта раздвоение личности, просто автор сайта при изложении спорных моментов старается привести все точки зрения ни них, на его субъективный взгляд имеющие право на жизнь )

Отсюда проистекает вторая особенность сайта: всего его материалы находятся в состоянии постоянной переработки по мере появления новых (ну, или во всяком случае — новых для автора сайта) источников и сведений. Зайдя в статью через несколько месяцев после первого прочтения, вы вполне можете обнаружить, что многие её части полностью или частично переписаны, а угол зрения значительно изменился. Увы, но таковы неизбежные издержки выбранного подхода — порой всего один документ может сделать полностью неактуальной целую ветвь рассуждений автора на какую-либо тему, вынуждая нещадно вырезать из текста всё с ней связанное.

Также во многих статьях данного сайта содержатся «лирические отступления» и носящие совсем уж субъективный характер рассуждения самого автора. Такие места выделены так же, как данный абзац.

Полного списка источников как правило не приводится ввиду особенностей способов составления и пополнения данного сайта, однако на наиболее спорные или вызывающие у автора вопросы сведения он как правило старается привести подтверждающие ссылки. Источники изображений, использованных для иллюстрации сайта, иногда могут быть либо указаны в описании к фотографии, либо доступны по щелчку по ней; однако, к сожалению, отследить происхождение многих иллюстраций, в особенности — перешедших в текущую версию сайта с его более ранних итераций, уже не представляется возможным.

Помимо исторических сведений, данный сайт также содержит определённое количество статей технической направленности. Эти статьи также являются популяризаторскими по своей сути, то есть — направлены в большей степени на пропаганду самостоятельного обслуживания, ремонта и тюнинга данных автомобилей, и ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве руководств по обслуживанию, ремонту или тюнингу. Несмотря на то, что им сделано всё от него зависящее для того, чтобы предоставить читателю как можно более актуальную и достоверную техническую информацию, ни при каких условиях автор данного сайта не принимает на себя ответственность за возможные прямые и опосредованные последствия применения содержащихся в статьях данного сайта рекомендаций на практике. Всегда сообразуйте свои действия при обслуживании, ремонте и тюнинге автомобиля со здравым смыслом, общепринятыми мерами техники безопасности и местным законодательством.

Об авторе

Данный сайт является авторским проектом Станислава Алексеева, также известного под ником DL24.

Старыми автомобилями интересуюсь сколько себя помню, ещё с начальной школы, но конкретные формы этот интерес стал приобретать примерно с 2005 года, одним из результатов чего и стало создание данного сайта.

Образование, профессия и текущая область основной деятельности никакого отношения к автомобилям не имеют, хотя в качестве хобби я также занимаюсь восстановлением старинных автомобилей, преимущественно для себя и знакомых.

Начиная с 2007 года практически постоянно являюсь владельцем автомобилей «Волга» различных модификаций, включая ГАЗ-24 (с несколькими перерывами). Всего у меня машина этой модели было четыре:

  • «Синяя» машина 1974 г/в — куплена в октябре 2007 года. При разделе имущества перешла к отцу (который финансово участвовал в её приобретении) и впоследствии была продана. После этого был длительный перерыв, когда у меня были только «ездовые» машины.
  • «Бежевая» машина 1983 г/в — куплена в апреле 2012 года у сына первого владельца, поставлена на ход, участвовала в нескольких мероприятиях ретро-тематики сезонов 2012 и 2013 года. В начале мая 2014 года продана ввиду приобретения ГАЗ-21Р и потери интереса. После этого последовал достаточно продолжительный период, когда меня интересовали только 21-е «Волги».
  • «Серая» машина 1983 г/в — приобретена в мае 2019 года, до сих пор ждёт очереди на восстановление.
  • «Белая» машина 1977 г/в — приобреталась в октябре 2019 года «под проект», зимой 2020/2021 года продана за ненадобностью и ввиду отсутствия перспектив.

Наряду с этим, владел несколькими экземплярами автомобиля «Волга» ГАЗ-21, из которых к настоящему времени остались два: один — в «стоке», один — с «чайковским» V8 и АКПП. А также несколькими относительно нечастыми иномарками 70-х — 80-х гг.

Краткая история сайта

В том или ином виде данный сайт существует с осени 2006 года, когда был запущен его самый первый вариант. Изначальная версия сайта была выполнена на чистом HTML и отличалась очень примитивным, и при этом аляповатым, дизайном.

Интересно, что изначально сайт планировался как англоязычный, а русская версия была своего рода «побочным продуктом». Однако, владение автора английским на тот момент не позволяло полноценно воплотить данную идею в жизнь, поэтому довольно быстро «центр тяжести» проекта сместился в сторону русскоязычного сайта.

Первая «постоянная» версия GAZ24.RU была запущена 25 января 2007 года. У неё был уже чуть менее аляповатый дизайн, главной особенностью которого было расположенное слева меню, стилизованное под структуру каталогов в файловом менеджере «старой школы». Активное заполнение контентом продолжалось с февраля по середину мая и, после перерыва на сессию в ВУЗе, с середины лета по начало сентября.

После этого последовали технические проблемы, из-за который какое-то время сайт был недоступен, а его изначальная площадка хостинга оказалась утеряна. Работу сайта удалось восстановить лишь к 15 октября 2007, после чего работа над его содержимым продолжилась.

После 30 октября 2007 года мой интерес к сайту несколько ослаб в связи с тем, что в этот день мной была приобретена моя первая «Волга» ГАЗ-24 — тёмно-синяя машина 1974 года выпуска. С одной стороны, хлопоты с этим автомобилем поначалу отнимали практически всё свободное время, а с другой — он дал немало ценного иллюстративного материала, часть из которого используется на сайте по настоящее время.

Между тем, по мере увеличения объёма текста редактировать написанные на чистом HTML статьи становилось всё сложнее. Настоятельной необходимостью стал переход на систему управления контентом сайта (CMS), в которой имелась бы возможность удобного редактирования страниц через WYSIWYG редактор и добавления на них иллюстраций «без отрыва от производства».

В течение 2008 года сайт «переехал» на движок MediaWiki, который на тот момент был для меня наиболее удобным способом редактирования больших объёмов текста, в связи с моим новым увлечением — участием в редактировании «Википедии» (с этим проектом я впоследствии распрощался, а точнее — меня оттуда «ушли», но многие мои статьи остались там до сих пор).

Установлен и запущен движок был 29 августа 2008 года, а окончательно новая версия сайта была введена в эксплуатацию 6 октября 2008 года. В принципе, в своём финальном варианте, сформировавшемся в течение 2009—2010 годов, она уже содержала плюс-минус тот же основной корпус статей, что и текущая версия, хотя, разумеется, их содержимое разительно отличалось.

В самом конце 2012 года начался длительный процесс «переезда» сайта на «блоговый» движок WordPress, под управлением которого он успешно функционирует по настоящее время. Новость об этом была вывешена 28 декабря 2012 года, а к 9 января 2013 года перенос контента был завершён на 85...90% (часть статей при этом была опущена или объединена друг с другом).

Главными преимуществами нового движка были: более удобная работа с контентом; более читабельное оформление; встроенная система комментирования, не требовавшая от гостей сайта знания вики-разметки; «сквозная» система рубрикации материалов сайта; удобная галерея медиафайлов. В сумме это значительно упростило и облегчило как доступ к материалам сайта для его пользователей, так и их создание и редактирование для меня.

Старое вступление

В транспортном потоке городов бывшего Союза, на улочках Восточной Европы и в других, порой — самых неожиданных, уголках мира всё ещё можно встретить старые советские «Волги» с форточками в остеклении передних дверей, изящными дверными ручками «с кнопками», хромированным «китовым усом» решетки радиатора, подфарниками и фирменными «ромбами» на задней стойке крыши.

Это — классические двадцать четвёртые «Волги», «двадцатьчетвёрки» — такие автомобили составляли основу транспортного потока отечественных дорог почти все семидесятые и восьмидесятые годы. Сегодня они уже стали редкостью, особенно в достойном состоянии.

Почаще встречаются машины с плоскими ручками дверей, без форточек и с упрощенной отделкой — это «двадцать четыре — десять», модель второй половины восьмидесятых — самого начала девяностых годов, — их и сегодня бегает немало, хотя самым молодым перевалило за двадцать лет.

Именно двадцать четвёртому семейству ГАЗ-овских автомобилей посвящен этот ресурс. Здесь Вы найдете редкую и полезную литературу в отсканированном виде, заводские инструкции, чертежи, трехмерные модели, статьи на различные темы, старинные и не очень фотографии машин и рассказы счастливых обладателей ГАЗ-24 и других модификаций.

Немного о структуре сайта

Всё его содержимое состоит из двух частей: постоянный контент и регулярно обновляемый.

Постоянный контент — это статьи, составляющие костяк сайта, основу его информационного пространства. Среди этих базовых статей — те, которые рассказывают об истории создания автомобиля, его характеристиках, конструкции, модификациях, и так далее, а также служебные страницы, такие, как та, которую Вы в данный момент читаете. Эти страницы были, есть и будут всегда, не теряя своей актуальности. Они доступны только через главное меню (сверху на каждой странице).

Регулярно обновляемый контент составляют второстепенные статьи сайта, мои собственные авторские статьи и репринты старых статей из журналов, новости, заметки и другие публикации, которые оформлены на манер постов в блоге. Сразу после публикации каждая из них попадает на главную страницу в виде анонса — за один раз на ней отображаются анонсы десяти последних публикаций. В главном меню большинство из них отсутствует, но имеются ссылки на категории, внутри которых эти публикации находится, отсортированные в хронологическом порядке.

Ещё одна новинка — раздел с названием FAQ. Именно оно самое это и есть — ответы на Часто Задаваемые Вопросы о ГАЗ-24.