Новая «Волга»

Журнал «За рулём», №3 за 1968 год. 

Автор — главный конструктор Горьковского автомобильного завода А. ПРОСВИРИН.

24_new_Volga_1

Первые машины сошли с конвейера нашего завода в январе 1932 года. Сегодня Горьковский автомобильный — одно на крупнейших на континенте предприятий Свыше 5 миллионов автомобилей, в том числе миллион легковых, выпустил завод за годы своего существования. Марка ГАЗ известна во многих странах мира.

Недавно семейство горьковских автомобилей пополнилось новой «Волгой» ГАЗ-24. Но прежде, чем рассказать о ней, хотелось бы сделать небольшой экскурс в прошлое.

24_new_Volga_2ГАЗ-А — первенец среди легковых автомобилей Горьковского завода — не являлся оригинальной машиной. Но ужа в 1936 году мы начали выпускать ГАЗ-М1, конструкцию которого разработали заводские инженеры. И хотя в решении отдельных узлов можно было заметить влияние зарубежных конструкции, в целом автомобиль был спроектирован с учетом климатических и дорожных особенностей нашей страны.

Следующей нашей моделью стал автомобиль ГАЗ-20. Он сошел с конвейере вскоре после победоносного окончании Великой Отечественной войны и получил название «Победа». Для своего времени этот автомобиль имел высокие технические показатели и был еще лучше приспособлен к нашим условиям эксплуатации. А в решении внешних форм кузова, в конструкции были заложены такие прогрессивные направлении, которые получили затем широкое распространение в автомобилестроении. К ним относятся архитектурное объединение заднего и переднего крыльев с боковиной и отказ от традиционного подчеркивании самостоятельности формы каждого из крыльев.

Внешней особенностью «Победы» было плавно опускающаяся линия крыши в задней части. Такое решение в новом конструктивном оформлении за рубежом получило название «Фастбэк». На «Победе» впервые в отечественном автомобилестроении была применена так называемая несущая конструкция кузова. Высокие эксплуатационные качества автомобиля способствовали тому, что он завоевал широкую популярность не только у нас, но и за рубежом, особенно в странах, где условия эксплуатации близки к нашим.

С 1957 года и по настоящее время завод выпускает легковой автомобиль среднего класса «Волга» ГАЗ-21, пришедший на смену «Победе». В конструкции его получили дальнейшее развитие качества, ставшие традиционными для автомобиля марки ГАЗ: хорошая проходимость, высокая надежность и долговечность, приспособленность для эксплуатации в зимних условиях, плавность хода на неровных дорогах и другие.

Развитие мировой автомобильной промышленности в последние годы характеризуется не только дальнейшим увеличением выпуска машин, но и заметным ростом их удельных технических показателей. В европейских странах появились новые модели в классе «Волги» с красивыми современными формами и высокими технико-эксплуатационными характеристиками. Прогресс в мировом автостроении за последние годы был достигнут в основном благодаря оригинальным техническим решениям, которые базируются на широком применении достижений химии, электроники и других смежных областей техники.

Созданная десять лет назад «Волга» ГАЗ-21 трижды подвергалась модернизации, и возможности ее дальнейшего улучшения были исчерпаны. Поэтому конструкторско-экспериментальный отдел нашего завода в свое время приступил к проектированию нового легкового автомобиля «Волга». Перед нами стоила задача: создать машину того же класса, что и ГАЗ-21, и, сохранив ее высокие эксплуатационные показатели (проходимость, надежность, приспособленность к трудным дорогам и низким температурам), повысить максимальную скорость и динамику разгона, снизить вес, улучшить топливную экономичность. Конструкции автомобиля должна сочетать современные внешние формы, удобное и комфортабельное пассажирское помещение с требованиями минимальной трудоемкости обслуживания и высокой безопасности.

Многие из этих положений противоречат одно другому. Так, хорошая проходимость требует большого дорожного просвета и больших углов въезда, а современные внешние формы кузова характерны низким силуэтом. Повышение надежности и долговечности диктует увеличение, а не снижение собственного веса. Улучшение динамических качеств влечет за собой повышение, а не снижение расхода топлива. Нужно было учитывать и то обстоятельство, что новый автомобиль будет выпускаться достаточно продолжительное время, а это обязывало глубоко анализировать тенденции развития автомобилестроения, чтобы модель долго не устаревала.

Всем этим руководствовался наш коллектив, разрабатывая новую конструкцию. Было изготовлено несколько вариантов опытных образцов, проведены заводские и государственные испытания. В 1968 году завод выпустит так называемые установочные партии, серийное же производство начнется в 1969—1970 годах.

По основным размерам кузова, рабочему объему двигателя и весовой характеристике новая «Волга», подобно ГАЗ-21, — автомобиль среднего класса и является дальнейшим развитием его конструкции. Кузов ГАЗ-24 — четырехведерный, несущей конструкции с приварной подмоторной рамой, отъемными передними и приварными задними крыльями По внешней форме автомобиль отличается простотой, строгостью и небольшим количеством декоративных деталей, что придает ему привлекательный вид.

Специалисты, имея в виду современное направление в проектировании легковых автомобилей, в шутку говорят, что внутренние размеры кузове должны быть больше его внешних габаритов. В новой «Волге» при уменьшении общей длины на 75 мм и высоты на 130 мм размеры салона по сравнению с ГАЗ-21 несколько увеличены за счет отодвинутого на 100 мм заднего моста. Это позволило увеличить расстояние от щитка приборов до переднего сиденья и между передним и задним сиденьями.

Применение гнутых стекал уменьшило толщину дверей, а следовательно, несколько расширило внутренние размеры салона при сохранении такой же габаритной ширины, как у ГАЗ-21.

Передние сиденья раздельные: каждое имеет самостоятельную регулировку как продольную, так и по наклону спинки (они, кстати, сделаны вогнутыми). При необходимости рядом с водителем могут сидеть две пассажира. Для этого между передними сиденьями установлен съемный вкладыш, а прикрепленная шарнирно к правой спинке приставка увеличивает ее ширину. При одном пассажире приставку поворачивают в горизонтальное положение и она служит подлокотником. Заднее сиденье сплошное, также с откидывающимся мягким подлокотником в средней части. Рычажный механизм выравнивает подушки сидений для устройства спального места.

Эффективная система отоплении работает с забором воздуха извне и подводит теплый воздух к ногам водителя и пассажиров, к лобовому стеклу и боковым стеклам дверей, для обдува заднего стекла имеется специальный вентилятор.

Вентиляция дополнительно осуществляется через перфорированную обивку потолка и воздухоотводы на боковых стенная кузова. В стандартное оборудование входит трёхдиапазонный радиоприемник. Предусмотрена возможность установки коротковолновой приставки,

В автомобиле, особенно в его отделке, широко применены современные синтетические материалы. На ГАЗ-21 всего 105 деталей из пластмассы общим весом около 9 кг, а на ГАЗ-24 таких деталей 350 общим весом до 18 кг (без учета пластмассового покрытия деталей обивки кузова весам примерно 6 кг). Из пластмассы сделаны кожухи системы отопления, вентилятор системы охлаждения, прокладки между листами задних рессор, корпуса рассеивателей указателей поворота и задних фонарей (с металлизацией под хром) и многие другие детали. Для обивки сидений используется винилискожа на трикотажной основе.

Двигатель нового автомобиля спроектирован на базе деталей двигатели ГАЗ-21. Он имеет усовершенствованное газораспределение (головка цилиндров, газопровод, распределительный вал), улучшающее наполнение цилиндров. В систему охлаждения введена электромагнитная муфте выключения вентилятора.


 Автомобиль, который «изнутри больше, чем снаружи». ГАЗ-24 на 75 мм короче и на 130 мм ниже, чем ГАЗ-21, но в нем с достаточным комфортом размещается не пять, а шесть человек.

Новая эффективная система отопления. Даже в сильную стужу лобовое, заднее и боковые стекла не замерзают. Дополнительная вентиляция через перфорированную обивку потолка и специальные воздухоотводы.

Девять вместо тридцати. Так изменилось количество точек смазки на ГАЗ-24 по сравнению с ГАЗ-21.


24_new_Volga_3Система смазки — с одним полнопроточным фильтром. Блок двигателя из алюминиевого сплава, но изготовлен не методом литья в кокиль, как у ГАЗ-21, а литьем под давлением в специальную металлическую прессформу. Плоскость соединения с штампованным масляным картером опущена на 70 мм, что значительно повысило жесткость блока. Коленчатый вал литой из модифицированного магнием чугуна. Коренные и шатунные вкладыши сталеалюминиевые.

В отличие от ГАЗ-21, на новой «Волге» карбюратор двухкамерный.

Полностью синхронизированная коробка передач имеет четыре передачи вперед и одну назад. Рычаг переключения расположен не на руле, а на полу. Коробка передач с удлинителем, что исключило необходимость в промежуточном карданном вале.

Задние мосты ГАЗ-24 и ГАЗ-21 конструктивно аналогичны, но «главная пара» иная — 4,1 против 4,55,

Передняя подвеска новой «Волги» независимая, рычажно-пружинная, монтируется на отъемной кованой поперечине. Такая конструкция обеспечивает стабильность установки углов передним колес.

Значительно повышена эффективность тормозов и уменьшено усилие, которое требуется прилагать к педали. Это достигнуто введением гидровакуумного усилители, действующего от разрежения во впускной трубе двигателя.

Впервые в нашей практике применен раздельный гидропривод на передние и задние тормоза. В случае повреждении трубопровода или рабочих цилиндров тормоза не выходят полностью из строя и торможение надежно обеспечивается автономными тормозами либо передних, либо задних колес. Повышена надежность и эффективность ручного тормоза, действующего на задние колёса.

При разработке конструкции нового автомобиля большое внимание было уделено снижению трудоемкости его обслуживании. Исключены многие точки периодической смазки. В новом автомобиле всего девять точек для регулярной смазки вместо 30 на ГАЗ-21. При этом значительно увеличен пробег от одной смазки до другой. Автоматическая регулировка зазора между колодкой и поверхностью тормозного барабана практически освобождает водители от лишней операции обслуживания.

21_24_comparisonМного внимания уделено унификации нового автомобиля по узлам и деталям с другими машинами ГАЗ. В новой «Волге» около 4200 деталей, из них почти 30 процентов те же, что и у предыдущих моделей, а по шасси и двигателю — 42 процента.

Опытные образцы автомобиля испытывались в сравнении с аналогичными зарубежными моделями и успешно выдержали экзамен на протяжении 100 тысяч километров. Государственная комиссия дала положительную оценку новому автомобилю. В настоящее время пробег экспериментальных ГАЗ-24 превысил 200 тысяч километров, и они вполне пригодны к дальнейшей эксплуатации.

Сочетаний правильных конструктивных решений с большими доводочными работами в процессе испытаний обеспечили новой «Волге» высокие эксплуатационные качества.

г. Горький


Впервые на «Волге» раздельная система привода тормозов передних и задних колёс.

В среднем на один автомобиль в США приходится 13 кг современных синтетических материалов. В ФРГ от 7 до 16,5 кг, в Англии от 5 до 13,5, в Швеции от 6 до 16, в Италии — 12 кг. У «Волги» триста пятьдесят деталей из пластмасс весом более 18 кг.

Увеличение мощности на 23 лошадиные силы. Степень сжатия — 8,2. Бензин с октановым числом не ниже 93, масло АС-8.