Малые модернизации для повседневной езды

Этот текст был вынесен в отдельную статью из соответствующего раздела FAQ, так как излишне распух по объёму для такого формата. Другие вопросы по этой же теме остались на старом месте, поэтому рекомендую также посетить.

Фактически, здесь у вас есть два варианта: либо оставить машину в стоке или практически в стоке, и просто эксплуатировать с уважением к возрасту конструкции и учётом её особенностей; либо же переделывать как минимум все периферийные системы, обслуживающие двигатель, начиная с зажигания, охлаждения, подачи топлива, и т.п., попытавшись максимально приблизить машину к современным стандартам. Описанные ниже переделки находятся где-то посередине между этими вариантами. Читать далее

Модернизация задней подвески

Данный текст является достаточно вольным переводом статьи Muscle Car Handling Upgrades: Rear Suspension System, которая в свою очередь представляет собой несколько глав из книги Mark Savitske: How to Make Your Muscle Car Handle. Очень многое из сказанного автором имеет самое прямое отношение к тюнингу подвески «Волги».

Оригинальные иллюстрации к статье смотрите по приведённой выше ссылке.

Любой зависимой задней подвеске необходимо выполнять сразу несколько различных функций. В их числе — задание характера перемещения заднего моста относительно кузова в продольной и поперечной плоскостях, ограничение угла, под которым карданный вал подходит к редуктору заднего моста (pinion angle), и многое другое. Делать это одинаково хорошо в любых условиях очень непросто ! Кроме этого, задняя подвеска также определяет положение заднего центра крена и мгновенного полюса, процент антисквата (см. ниже) и эффективную длину рычага на виде сбоку (SVSA); все эти параметры оказывают огромное влияние на поведение автомобиля на дороге. Читать далее

О смазках и смазывании

В этой статье я постараюсь по возможности кратко рассмотреть вопрос о смазывании различных узлов и агрегатов «Волги» ГАЗ-24, для которых оно в соответствии с Руководством по эксплуатации осуществляется путём закладывания в них пластичных смазок. Основной угол зрения, под которым будет рассматриваться предмет данной статьи — это вопрос о том, являются ли смазочные материалы, указанные в составленном в 60-х — 70-х годах прошлого века Руководстве по эксплуатации, актуальными по состоянию на настоящее время, и если нет — то как и чем их можно заменить.

В первую очередь хочется отметить, что автор данных строк ни в коей мере не является специалистом в области смазочных материалов — так же, как и приведённые на этом сайте статьи про моторное масло, данный текст представляет собой не более, чем любительский обзор, составленный на основе личного опыта и находящихся в свободном доступе источников информации.

Также могу порекомендовать данное видео.

Читать далее

Chevrolet Opala

Это статья посвящена автомобилю, который хоть и является прямым одноклассником «Волги» лишь с некоторой натяжкой, однако же в значительной степени похож на неё, как минимум, по своей судьбе. Читать далее

Двигатель автомобиля «Волга» (модели ЗМЗ-21А, ЗМЗ-21Д, ЗМЗ-21Д1) + приложение

СКАЧАТЬ (PDF)

СКАЧАТЬ (PDF)

Альбом чертежей двигателя автомобиля «Волга» включает общий вид и рабочие чертежи узлов и деталей двигателя, технические требования, предъявляемые к деталям и узлам двигателя, а также к исходным материалам, применяемым при изготовлении деталей двигателя. В альбоме приводится техническая характеристика двигателя.
В альбом включены данные о допусках на изготовление деталей, о чистоте обработки поверхностей и другие данные, необходимые работникам ремонтных и эксплуатационных предприятий в их повседневной работе.
В связи с задержкой издания альбома в чертежах, технических требованиях и инструкциях не отражены некоторые незначительные изменения, внесенные с июня 1962 года.

Под ред. А. Д. Просвирина и Н. Г. Мозохина.

Составили Ю. И. Докунин, П. Э. Сыркин и др.

GAZ24.COM — открытие сайта

Наконец-то более-менее сформирована до читабельного состояния английская версия сайта, в связи с чем убрано провисевшее чуть ли не с 2012 года объявление Work In Progress. Разумеется, всё ещё будет допиливаться и пополняться новыми статьями. Попасть на английский сайт можно отсюда по ссылке In English в главном меню.

Автомобиль «Волга» ГАЗ-24

Руководство по эксплуатации и обслуживание, второе издание, 1975 год. Без обложки и в плохом качестве, но в целом читабельно. В книге описана машина самых ранних выпусков, более поздние могут отличаться по конструкции от указанного.

Скачать в формате PDF


Toyota Crown

Глядя на сегодняшние успехи японского автопрома, уверенно выходящего на первое место в мире по объёмам сбыта, может быть очень сложно представить то, насколько скромными были его первые достижения.

Между тем, ещё в середине пятидесятых его продукция создавалась исключительно для внутреннего рынка и примерно по тому же «техзаданию», что и в СССР — простой и консервативный автомобиль для эксплуатации в стране с рудиментарной дорожной сетью, слаборазвитым сервисом и скудным ассортиментом горюче-смазочных материалов, к чему также добавлялись послевоенная нехватка любых ресурсов и установленные государством жёсткие ограничения на габаритные размеры, вес и литраж автомобилей.

Тем не менее, уже на этом этапе  на общем весьма и весьма скромном фоне начинают проглядывать первые ростки тех качеств, которые впоследствии приведут японскую автомобилестроительную отрасль к  небывалому успеху.

В качестве типичного примера здесь могут послужить первые  несколько поколений модели Toyota Crown.

Читать далее

Коротко о масле для «Волги»

Это сокращённая и облегчённая версия статьи о масле для двигателя «Волги», появившаяся в связи с тем, что полная версия распухла практически до нечитабельности и содержит много информации, не имеющей прямого отношения к теме. Полная версия обновляться больше не будет. Комментарии и вопросы также просьба оставлять здесь, это повышает вероятность ответа на них.

Читать далее

Руководство по капитальному ремонту

Исключительно полезная книга с чертежами многих деталей с размерами.


Расчет, конструирование и исследование автомобиля «Запорожец»

Сборник статей за авторством работников Запорожского автозавода и Запорожского машиностроительного института, посвящённых различным аспектам разработки «Запорожца». Попутно приводится масса сведений о методиках проектирования автомобилей вообще, с расчётами, графиками и формулами.

Скачать в формате PDF

ЗИМ

ЗИМ (ГАЗ-12) — автомобиль интересный, примечательный как в отношении конструкции и дизайна, так и с точки зрения процесса трансформации той социальной роли, которую играл легковой автотранспорт в Стране Советов на протяжении её существования. Интересный, но, к сожалению, на данный момент практически полузабытый, что оказалось следствием с одной стороны — сравнительно небольшого масштаба выпуска модели, не позволившего ей оставить достаточно яркий след в памяти рядового обывателя, а с другой — того, что ей на смену пришли более яркие и заметные автомобили — «Чайки», быстро оттеснившие своего предшественника на задний план. Читать далее

Усилитель тормозов

Журнал «За рулём», №12 за 1969 год. 

Автор — В. Тапинский, инженер АЗЛК

В данной статье речь идёт о ГВУТе «Москвича-412», но по принципу действия он полностью идентичен «волговскому».

Если рассмотреть все модели легковых автомобилей, появившиеся за последние годы, нетрудно заметить — мощность двигателей неуклонно растет, все больше становится скорость и все выше динамика. Быстро увеличивается и количество машин на улицах и дорогах. Отсюда вывод: необходимо совершенствовать агрегаты, влияющие на безопасность движения, и прежде всего «основу безопасности» — тормоза автомобиля. Читать далее

Твой друг — автомобиль

Книга О. В. Яременко «Твой друг — автомобиль» — без преувеличения, наверное, одна из лучших советских книг для начинающих автолюбителей. Именно из неё автором данного сайта в своё время был получен костяк знаний по данной теме.

Хотя приведённая в книге информация процентов на 60 безнадёжно устарела, её исторический интерес для интересующихся советскими автомобилями и автомобилизмом в те годы попросту неоценим.

В общем — категорически рекомендую !..

Оформление и форматирование книги были сохранены по возможности близко к оригиналу.

Скачать в формате PDF


Нужен ли «Волге» Solex, или резервы экономичности

Статья из нижегородской газеты «Биржа плюс Авто»
автор — Вячеслав ЩЕРБАКОВ, кафедра двигателей НГТУ.

Перед владельцами автомобилей «Волга» стоит извечная проблема — расход топлива. Большая машина, имеющая двигатель большого рабочего объема. Если заглянуть в государственные «Нормы расхода топлива», то увидим цифры 13-14,3 л на 100 км пробега для смешанного цикла. У двигателей с пониженной степенью сжатия (под 76-й бензин) расход должен быть выше примерно на 7-10 %. Эти цифры получены статистически на исправных, отлаженных автомобилях и наверняка чуть-чуть занижены. Однако для нас они неплохой ориентир, по сути — идеал, тот предел, к которому нужно и можно стремиться.

Читать далее

Руководство по экслуатации Ford 1953 г/в

 

1953_ford_manual_rusРуководство, прилагавшееся к автомобилям Ford 1953 модельного года. Русский перевод, смонтированный в электронную книгу.

Скачать в формате PDF


Коробка передач ГАЗ-24

gearbox_gaz-24_blueprintИзображён поздний вариант 24-той коробки (после 1976 года) с резиновой вставкой в хвостовике (по этому поводу см. статью «Вибрации и карданная передача»). Кликните изображение, чтобы просмотреть его в полном разрешении.

Новый раздел — «Чертежи»

Ссылка на раздел

Также раздел доступен через меню под пунктом «Библиотека». Он уже когда-то тут был. Но там лежал всякий мусор, который легко искался через гугль. Сейчас постараюсь выкладывать действительно нечастые чертежи, с поиском которых я сам испытывал затруднения, а также самостоятельно выполненные на основе обмера.

Контрольные точки кузова

31029 контрольные точкиЧертёж от ГАЗ-31029, но размеры в основном пойдут и на другие модели на том же шасси (24, 24-10, 3102, 3110), хотя у поздних вариантов есть свои особенности. Откуда взято — сами видите. В отличие от многих аналогичных картинок в Интернете, все размеры читаются !

Кликните изображение, чтобы просмотреть его в полном разрешении.

Установка задней подвески ГАЗ-24

24_rear_suspensionСо всеми основными размерами. Подходит для всех автомобилей «Волга», построенных на платформе ГАЗ-24. Пригодится как владельцам автомобилей, так и кастомайзерам, авторам самоделок, и т.д. Взято из какой-то книги по ГАЗ-24 (книга не установлена, изображение найдено в Интернете).

В чертеже имеется небольшое несоответствие: измеренное по нему расстояние от базовой линии до верхней оси серьги (127 мм) в масштабе не соответствует указанному (несколько больше). Однако первая цифра подтверждена чертежом контрольных точек кузова (и даже уточнена: 126,75 мм), поэтому более вероятно, что данная часть просто отчерчена не совсем корректно. Остальные размеры совпадают с указанными.

Кликните изображение, чтобы просмотреть его в полном разрешении.

Шасси ГАЗ-21И (вторая серия)

21-0000200Сохранено с хорошо известного сайта Дмитрия Гвоздева до того, как он, к сожалению, стал платным. Гигантского размера и в очень хорошем качестве. Ввиду большой ценности чертежа выкладываю его здесь. Кликните изображение, чтобы просмотреть его в полном разрешении (ахтунг, оно огромное, не все браузеры адекватно переваривают — лучше воспользуйтесь функционалом «Сохранить объект как...»).

Шасси ГАЗ-21Р (вид сбоку)

21R-0000200Сохранено с хорошо известного сайта Дмитрия Гвоздева до того, как он, к сожалению, стал платным. Гигантского размера и в очень хорошем качестве. Ввиду большой ценности чертежа выкладываю его здесь. Кликните изображение, чтобы просмотреть его в полном разрешении (ахтунг, оно огромное, не все браузеры адекватно переваривают — лучше воспользуйтесь функционалом «Сохранить объект как…»).

Справочник НИИАТ за 1958 год

niiat_1958

Краткий автомобильный справочник НИИАТ за 1958 года. Очень ценное издание, поскольку в нём приведены подробные данные по моделям, которые в более поздних изданиях отсутствуют («Победа», «Москвич-400», УралЗИС-5, и тому подобные).

Скачать PDF


Свечи для двигателя «Волги»

vintage-spark-plug-boxesБолее или менее разобравшись с тем, какое масло заливать в двигатель, самое время задаться вопросом о том, какие свечи в нём следует использовать. В данной статье я постараюсь дать как можно более детальный ответ на этот вопрос. Итак — всё, что вы хотели знать о свечах зажигания, но боялись спросить...

Читать далее

Эксперимент продолжается

Пока что динамика посещаемости и просмотров не позволяет сделать выводов о целесообразности сохранения экспериментального порядка формирования главной страницы сайта — случайными статьями за всё время его существования, а не недавно опубликованными. А потому... см. заголовок.

Скоростные автомобили

sabininКнига за авторством А. А. Сабинина

Физкультура и Спорт, 1953 год.

Касается в том числе вопросов, как бы сейчас сказали, тюнинга двигателей того времени.

Скачать в формате PDF


Внимание — эксперимент !

Обращаю внимание читателей, что с этого дня на главной странице сайта будут в порядке эксперимента выдаваться десять случайно выбранных статей (разных при каждом обновлении страницы), а не последние десять опубликованных.

Такой принцип кажется более справедливым: далеко не всегда последние по времени публикации статьи представляют для читателя большей интерес, чем ранее опубликованные, найти которые порой можно лишь путём достаточно долгих раскопок в главном меню сайта. Компенсировать такую несправедливость и призвано это нововведение.

Чтобы просмотреть публикации в хронологическом порядке появления их на сайте и отследить последние статьи — вы всегда можете воспользоваться функционалом Архив публикаций (на главной странице, вкладка слева). А также — отследив новые публикации через странички сайта в социальных сетях, где хронологический порядок вывода публикаций сохраняется.

Вывод устаревших и более не актуальных новостных сообщений на главную страницу отключён, теперь с ними вы можете ознакомиться только через пункт меню Новости.

Меню сайта продолжает работать вполне обычным образом, а важные новости — как вы можете убедиться на примере этого сообщения, по-прежнему закрепляются наверху главной страницы. В архивах отдельных категорий также сохранена сортировка по дате публикации статьи.

General Motors Y-body

S032561Автомобили на платформе Y-body, о которых пойдёт речь в данной статье, сходили с конвейеров различных филиалов компании General Motors в течении всего лишь трёх лет — с 1961 по 1963 модельный год, не оставив заметного следа в истории американского автомобилестроения и не породив многочисленного племени подражателей. У читателя может возникнуть вопрос: стоит ли уделять внимание столь эфемерным созданиям конструкторской и дизайнерской мысли ? Позволю себе ответить на этот вопрос утвердительно, назвав для этого сразу две причины:

Во-первых — именно заложенные в них идеи и решения оказывали самое непосредственное влияние на разработчиков «Волги» ГАЗ-24, работа над которой пришлась как раз на этот временной отрезок.

Во-вторых — в этих автомобилях очень ярко выразился дух их эпохи — начала шестидесятых, когда мир, находящийся под впечатлением от запуска Спутника и первого полёта человека в космос, всё ещё смотрел в будущее с безудержным оптимизмом и верил в безграничные возможности прогресса — даже несмотря на периодически встающую в полный рост перспективу перерастания «холодной войны» в глобальную ядерную. Читать далее

Выбор и покупка: осмотр

Volga-lupaИтак, мы уже определились с тем, какую именно модификацию «Волги» мы желаем приобрести, примерно определили ценовой диапазон, в котором производим её поиски, и даже присмотрели в списке объявлений несколько заинтересовавших нас вариантов.

И вот — машина перед нами...

Читать далее

Выбор и покупка: общее

Сегодня мы обсудим первый вопрос, возникающий при приобретении «Волги» ГАЗ-24 — какой именно автомобиль этой модели мы собираемся искать ? Вообще-то, по логике это должна была бы быть первая статья во всём цикле «Выбор и покупка», но... её идея пришла мне в голову вот только сейчас. Итак, приступаем...

Читать далее

Немного о маслкарах и тюнинге

В последнее время среди любителей внешнего тюнинга отечественных машин можно наблюдать достаточно отрадную тенденцию: плавный переход от затянувшейся «детской болезни» этого жанра — банального «осовременивания» внешности автомобилей-ветеранов за счёт налепливания на их кузова пластикового обвеса той или иной степени убожества — к более или менее грамотным попыткам создавать нормальные кастомы с соблюдением стиля оригинала (увы — пока ещё в основном внешнего; со следованием техническому стилю эпохи дела обстоят существенно хуже...).

К сожалению, применительно к ГАЗ-24 это направление слишком уж часто вырождается в другой «вредный уклон»: стремление использовать элементы стилистики американских «мускулистых» автомобилей (muscle cars), причём — о ужас ! — эпохи конца шестидесятых и самого начала семидесятых годов. В результате, увы, обычно получается безобразие, даже если авторы не находят в себе смелости в этом признаться. Давайте вместе разберёмся — почему...

Читать далее

Восстановление родной краски

Многие владельцы классических автомобилей стремятся сохранить на их кузовах родную краску — это существенный элемент аутентичности, добавляющий машине исторической и коллекционной ценности. Даже если из-за плохого ухода и естественного старения заводское лакокрасочное покрытие потеряло «товарный вид», грамотными мерами оно часто может быть восстановлено до такого состояния, в каком оно находилось бы сейчас, если бы за ним грамотно и регулярно ухаживали в течение всего срока службы, что является вполне приемлемым даже с точки зрения профессионального реставратора — наличие на автомобиле определённой «патины», соответствующей его возрасту и не разрушающей общего образа, как правило не считается недостатком.

К сожалению, порой попытки восстановить старое лакокрасочное покрытие могут принести больше вреда, чем пользы, что обычно происходит в результате отсутствия необходимых знаний и использования негодных средств. Поэтому давайте вместе разберёмся, что здесь к чему. Читать далее

Что делать сразу после покупки

Автомобиль, даже сравнительно старый и относительно простой по конструкции — это очень сложная система находящихся во взаимодействии друг с другом деталей, узлов и агрегатов, добиться от которой слаженной работы можно лишь при условии полной исправности каждой из этих частей. И чем старше машина — тем сложнее становится обеспечить это взаимодействие из-за износа и естественного старения.

В большинстве случаев свежеприобретённая старая машина, даже способная уверенно передвигаться своим ходом и не имеющая ярко выраженных неисправностей, на самом деле работает на пределе ресурса многих своих частей и фактически не пригодна для более-менее регулярной эксплуатации без серьёзного «приложения рук». Иначе говоря — потенциально любой узел такого автомобиля может выйти из строя в любой момент, часто без предупреждения.

Решения здесь может быть два: либо комплексное восстановление с полной разборкой, дефектовкой и восстановлением всех узлов и агрегатов автомобиля, либо диагностика и последующая профилактика возможных в ближайшее время поломок.

Разумеется, при приобретении автомобиля, уже прослужившего к настоящему времени в течении нескольких десятилетий, идеальный вариант развития событий — подвергнуть его полной реставрации или хотя бы капитальному ремонту: «раздеть» кузов до каркаса, обработать его пескоструйкой, подварить во всех «больных местах» (а они имеются практически всегда), хорошо покрасить и обработать антикором, отдать на профилактическую переборку двигатель и прочие агрегаты, полностью перетряхнуть тормозную систему и электрику...

Если вы в состоянии это обеспечить — своими ли руками или заплатив деньги профессионалам — этот текст можете смело пропускать. Адресован он в первую очередь тем, кто ориентирован на дальнейшую эксплуатацию автомобиля без столь радикальных мероприятий по приведению его в порядок, что всегда сопряжено с необходимостью «отлавливания» неисправностей по мере того, как они «вылазят» естественным путем. Но кое-где можно принять и превентивные меры, которые во многих случаях позволят потом не гадать о том, что и где сломалось.

В первую очередь этот текст, конечно, адресован начинающим волговодам, покупающим свою первую машину этой марки.

Читать далее

Записки автолюбителя

freedmanУвлекательная, простым и живым языком написанная книга, адресованная начинающему советскому автолюбителю середины семидесятых годов. Значительная часть приведённой информации представляет в основном исторический интерес, но многому у ветеранов той эпохи не помешало бы поучиться и сегодняшним водителям.

Автор книги Л. Фридман — профессиональный водитель с богатым практическим опытом, одно время работавший перегонщиком завода ГАЗ, а впоследствии занимавшийся проблемами дорожно-транспортного травматизма, прибавив к личному водительскому опыту огромный объём информации, полученной по долгу службы в результате изучения мест ДТП.

Книга приводится в варианте по изданию 1976 года.

Скачать в формате PDF


Уведомление

Уведомляю, что с сегодняшнего дня возможность свободной регистрации пользователя на самом сайте отключена. Ранее созданные учётные записи пользователей сохраняются.

Напоминаю, что после перехода на систему комментариев Cackle комментирование стало возможным только с уже имеющегося экаунта в социальных сетях и других сервисах (список — в самой форме добавки комментариев), т.е. экаунты на самом сайте стали фактически бесполезны. Тем не менее, регистрации пользователей продолжаются, и абсолютное большинство из них, как и до перехода на Cackle, являются откровенно спамерскими. Поэтому данная функция и отключается.

Выбор и покупка: кузов

Основная проблема любого пожилого автомобиля — это, конечно же, кузов. Неисправные агрегаты можно сравнительно бюджетно отремонтировать или заменить, вышедшие из строя гидроприводы — перебрать, электрику — полностью смонтировать заново; даже салоны старых машин, отделанные в основном металлом, тканью и кожзамом, в значительной степени поддаются восстановлению — но если у автомобиля изношен кузов, то он несмотря ни на что будет восприниматься как потрёпанный, причём это будет хорошо заметно не только окружающим, но и самому владельцу, а восстановление его до состояния, хотя бы соответствующего исходному заводскому, потребуют квалифицированных и достаточно дорогостоящих работ.

Читать далее

Chrysler A-body — M-body

67_Valiant_redТри смешившие друг друга на конвейере родственные платформы Chrysler Corporation, имеющие прямую техническую преемственность с представленным осенью 1959 года Plymouth Valiant и продержавшиеся в производстве до самого конца 1980-х. Читать далее

Можно ли ездить без аварий ?

broditskiy Можно ли ездить без аварий ? — этот вопрос, вынесенный в заголовок, сегодня звучит особенно остро. И хотя книга Юрия Ароновича Бродицкого написано очень давно, многие рассуждения, аргументы и рекомендации, в ней содержащиеся, на самом деле не утратили актуальности и в наши дни.

Кроме того, она хорошо передаёт дух эпохи, когда вождение автомобиля было в первую очередь профессией, и существовала целая каста профессиональных водителей, снисходительно смотрящих на своих собратьев с «любительской» корочкой.

Скачать в формате PDF


Модернизация: рулевое

Обсудив модернизацию тормозов, теперь плавно переходим к теме рулевого управления. Здесь возможности достаточно богатые — от дополнения штатного рулевого управления гидравлическим усилителем до полной замены всех узлов с установкой рулевой рейки. Следует, однако, выбрать вариант, целесообразный с точки зрения соотношения вложения сил и средств — и конечного результата. Читать далее

Комментирование через OpenID

Информирую посетителей, что в настоящее время сайт в тестовом режиме интегрирован с системой Cackle, которая позволяет вместо регистрации на самом сайте оставлять комментарии с использованием существующего аккаунта в популярных социальных сетях и службах (включая ВКонтакте, Одноклассники, ЖЖшечку, Mail.Ru, МойМир, Яндекс, Facebook и т.п.) через технологию OpeID. И даже анонимно.

При этом возможность регистрации на сайте по-прежнему доступна, хотя вы и не можете оставлять комментарии со своей учётной записи (вероятно, со временем будет исправлено). Оставленные до ввода этой системы комментарии бережно перенесены в Cackle. Премодерация отключена (тоже в тестовом режиме :mrgreen:).

К сожалению, в данной системе нет поддержки загрузки изображений прямо на файловый хостинг сайта. Однако вы можете загружать изображения (а также видео) на сторонние ресурсы (ImageShack и аналогичные), а затем добавлять их в свои сообщения в качестве вложений (маленькая кнопочка в нижнем-правому углу).

Стало можно подгружать изображения в форматах  jpg, png, gif и bmp.

Комментарии: новое

С сегодняшнего дня были добавлены возможности:

  • Редактирование собственного комментария в течении 5 минут после отправки;
  • Добавление изображения (будет автоматически отмасштабировано)

Mitsubishi Debonair

В то время, как японский автопром в целом обычно ассоциируется с изощрёнными, технически утончёнными конструкциями, достаточно быстрым обновлением модельного ряда и курсом на искусственно ускоренное моральное устаревание, из этого правила при желании можно найти и целый ряд исключений. И одним из наиболее ярких среди них будет первое поколение Mitsubishi Debonair, которое с успехом продержалось на конвейере в течение 22 лет с 1964 по 1986 год без каких либо существенных изменений конструкции или дизайна.

debonair_brochure

Секретом подобного долголетия было то, что, так же как и «Волга» в СССР, «Дебонэйр» — наряду с не менее «долгоиграющими», но более крупными и престижными Toyota Century (1967-97) и Nissan President (1965-89) — был в Японии основным «номенклатурным» автомобилем для государственных и корпоративных гаражей, практически не будучи предназначен для массовых продаж частным лицам.

Читать далее

Ford Mustang

Это моя старая статья, которая ранее находилась в «Иностранных аналогах».

В настоящее время её нахождение в этом разделе сайта я уже считаю нецелесообразным, поэтому публикую её здесь: с некоторыми купюрами, исправлениями и дополнениями, но всё же без глобальной переделки.

mustang_logo«Мустанг» стал одной из первых моделей в зародившемся в середине шестидесятых и характерном, пожалуй, только для рынков США и стран, автопром которых тесно связан с американским, сегменте pony cars, а затем и просто — Культовым Американским Автомобилем. Как модель он существует до сих пор, и, хотя за это время сменилось не одно поколение, многие «фамильные черты» остались, в первую очередь — задний привод с неразрезной балкой заднего моста (во всяком случае — на части машин) и широкая гамма моторов: от «дохлых» базовых до сверхмощных в топовой комплектации. Ну и, конечно, дизайн...

Читать далее

Обновление сайта: дополнение

Напоминаю, что в настоящее время происходит перенос содержимого старой версии сайта на новый движок с одновременной его тщательной переработкой и дополнением.

В настоящее время перенесены примерно 85-90% статей старого сайта из тех, которые будут в новом (часть статей опущена либо объединена с другими).

Система комментариев по-прежнему работает в тестовом режиме.

По-прежнему прошу обо всех найденных ошибках, глюках, проблемах с функционалом сайта и так далее сообщить или отписать в комментариях к данной теме.

Старая версия всё ещё доступна по ссылке, отдельные страницы также доступны по прямым ссылкам.

Модернизация: подвеска

24_suspension

Данная статья является обзорной. Её задача — не дать готовые «рецепты», а показать потенциально возможные направления тюнинга подвески «Волги», стимулируя самостоятельный творческий поиск в данном направлении.

Она не отвечает, и не может ответить, на вопросы о том, какие из описанных в ней модификаций нужны именно вам, или как именно вам их реализовать, на вашей машине и в имеющихся у вас условиях. Любая модификация подвески должна проходить обкатку для определения её свойств и соответствия требованиям безопасности движения.

В качестве дополнения рекомендую также данную статью, посвящённую тюнингу конкретно задней рессорной подвески, включая изменение параметров, добавление дополнительных элементов и полную замену.

Подвеска автомобиля обязана обеспечивать две в какой-то степени противоположные друг другу вещи: с одной стороны — плавность хода, то есть, обеспечение в любых дорожных условиях минимально возможных уровней вертикального перемещения, толчков и вибрации в салоне автомобиля, чем определяется комфортабельность езды; с другой — устойчивость, способность автомобиля противодействовать явлениям, угрожающим безопасности движения, и управляемость, то есть, его способность предсказуемо подчиняться командам водителя, что обеспечивает безопасность и удовольствие от активного вождения. Любое шасси — компромисс между этими двумя крайностями, оптимальный с точки зрения конструкторов автомобиля для данного конкретного случая.

Для лучшего понимание описанного также см. посвящённый этому вопросу раздел статьи в Википедии. Кроме того, этот материал в подробностях разобран в любом учебнике по теории автомобиля для ВУЗов, включая литературу, представленную в библиотеке данного сайта.

Для начала, давайте вообще разберёмся: что не так у «Волги» с управляемостью ? И, шире, что такое устойчивость и управляемость автомобиля вообще ?

Читать далее

Ford Falcon, Maverick и Granada

FordFalconFuturaAlgiers1Семейство, основанное на платформе представленного осенью 1959 года Ford Falcon и её производных, не покидало конвейеров фордовских заводов вплоть до самого начала восьмидесятых годов, всё это время оставаясь среди лидеров американского рынка в сегменте «компактных» автомобилей. Читать далее

Обновлённая «Волга»

Журнал «За рулём», №2 за 1985 год. 

2410_article

На юбилейной выставке «Автопром-84», посвященной 60-летию советского автомобилестроения, горьковский завод впервые продемонстрировал новую модификацию «Волги»: ГАЗ—24-10. Хорошо известная модель ГАЗ—24 подверглась обширной модернизации, цель которой — поднять технический уровень машины, использовав ряд конструктивных решений, проверенных и отработанных на модели ГАЗ—3102. Модернизированные автомобили займут в программе завода место ГАЗ—24 и его модификаций; параллельно будет выпускаться и ГАЗ—3102 («За рулем», 1981, № 2; 1982, № 12).

Читать далее

Каталог ГАЗ-24 1969 года

200px-CATALOG_1969_COVERСамый первый каталог к самому первому варианту машины (из первых промышленных серий, ещё до начала массового производства).

Шасси автомобиля

Raimpel

Доступен для скачивания несколько сокращённый перевод на русский язык классического труда известного западногерманского исследователя Йорнсена Раймпеля (Jörnsen Reimpell), посвящённый конструкции и методикам проектирования шасси автомобиля.

Этот многотомник издавался в СССР небольшим тиражом для нужд инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, конструированием, исследованием и эксплуатацией автомобилей.

Must have в библиотеке любого читателя, углублённо интересующегося конструкцией автомобиля или техническим тюнингом.

Ссылки на скачивание в полной версии записи. Читать далее

Теория и конструкция автомобиля

Klennikovi

В. М. Кленников, Е. В. Кленников

Теория и конструкция автомобиля (1967)

Антикварный учебник для техникумов. Написан с советской основательностью.

Скачать в формате DJVU


Полмиллиона километров на «Волге»

Журнал «За рулём», №7 за 1979 год. 

Существует мнение, что долговечность машины зависит только от ее конструкции, от того, как старательно сделали ее на заводе. Один из опытнейших водителей автокомбината №1 Мосавтолегтранса Б. А. Сперанский считает, что это не совсем верно и подтверждает свою точку зрения личным опытом. Предоставляем ему слово.

Читать далее

Вибрации и карданная передача

Журнал «За рулём», №12 за 1979 год. 

Авторы  А. ТАРАСОВ,
начальник бюро управления
конструкторско- экспериментальных
работ ГАЗа
Б.ДЕХТЯР,
начальник конструкторской группы

«На моей «Волге» ГАЗ-24 на ходу возникают вибрации силового агрегата, особенно при скорости 120 — 125 км/ч,  пишет одессит С. Якимчук. – По моему, тут виновата неудачная, на мой взгляд, конструкция карданного вала. Почему бы его не сделать трехшарнирным, как на «Жигулях» или ГАЗ-21?»

Отвечают инженеры горьковского автомобильного завода. Читать далее

Новая «Волга»

Журнал «За рулём», №3 за 1968 год. 

Автор — главный конструктор Горьковского автомобильного завода А. ПРОСВИРНИН.

24_new_Volga_1

Первые машины сошли с конвейера нашего завода в январе 1932 года. Сегодня Горьковский автомобильный — одно на крупнейших на континенте предприятий Свыше 5 миллионов автомобилей, в том числе миллион легковых, выпустил завод за годы своего существования. Марка ГАЗ известна во многих странах мира.

Недавно семейство горьковских автомобилей пополнилось новой «Волгой» ГАЗ-24. Но прежде, чем рассказать о ней, хотелось бы сделать небольшой экскурс в прошлое. Читать далее

Микроавтобусы РАФ

rafikiИсторическими предшественниками завода, продукция которого наряду с автобусами ЛиАЗ, троллейбусами ЗиУ, трамваями Škoda и таксомоторами «Волга» оказалась лицом советского общественного транспорта семидесятых и восьмидесятых годов, были два совершенно различных между собой предприятия...

Читать далее

Обновление сайта

С радостью сообщаю, что в ближайшее время GAZ24.RU полностью переезжает на новый движок. Новая версия сайта будет иметь множество преимуществ относительно текущей, в частности:

  • Современный движок, поддерживающий множество функций, повышающих удобство работы с сайтом как для читателей, так и для редактора.
  • Новое оформление, построенное на основе баланса дизайна и удобочитаемости. Больше не нужно будет ломать глаза, пытаясь прочитать текст, набранный белыми буквами на чёрном фоне.
  • Система встроенных комментариев станет намного проще, понятнее и удобнее в использовании (построена по аналогии с любым современным блогом); зарегистрированные пользователи смогут не только оставлять комментарии, но и добавлять в них иллюстрации и видео, использовать HTML-теги, и так далее.

Примечание: в настоящее время система комментариев работает в режиме премодерации, то есть, добавляются только одобренные мной комментарии; стоит ли от неё отказывается или нет — посмотрим как пойдёт... Также пока не доступны форматирование текста комментария, вставка картинок и редактирование собственных комментариев, этот функционал пока находится в разработке.

  • Введена «сквозная» система рубрикации материала и галерея медиафайлов, благодаря которым значительно облегчены как доступ к материалу для пользователей сайта, так и его создание и редактирование для меня.
  • Все-все-все статьи переписаны, обновлены, заново проиллюстрированы !

В настоящее время готовность новой версии сайта я оцениваю на 85%. Основные разделы заполнены, но некоторые статьи всё ещё ждут переноса. Фотоальбом пока что используется старой версии, но надеюсь, что со временем он будет заменён на более современный и удобный. Файловое хранилище также, скорее всего, будет выполнено в виде отдельного движка.

Обо всех найденных ошибках, глюках, проблемах с функционалом сайта и так далее просьба сообщить или отписать в комментариях к данной теме.

Некоторое время сайты на новом и старом движках будут сосуществовать, перенос материалов на новый сайт будет производиться постепенно, с существенным изменением структуры и обновлением содержимого статей.

Старая версия сайта пока что будет доступна по ссылке, также все её страницы по-прежнему доступны по прямым ссылкам.

«Волга» ГАЗ-21

M-21_prototypeНепосредственным предшественником ГАЗ-24 была «Волга» М-21 / ГАЗ-21. Эта машина сходила с конвейера ГАЗ-а с 1957 по 1970 год, в последние годы — уже параллельно с выпуском «двадцатьчетвёрки». Читать далее

Модернизация: тормоза

Как и в случае с любой машиной, выпускавшейся в течение нескольких десятилетий подряд, «Волга» ранних выпусков имеет множество деталей, узлов и агрегатов, обратно совместимых с более поздними модификациями, что создаёт богатые возможности для любителей тюнинга.

Чем же именно могут поделиться с ГАЗ-24 её «младшие сёстры» ?

В первую очередь стоит обратить внимание на подвеску и тормоза. Читать далее

Holden

Австралийский рынок легковых автомобилей длительное время представлял собой уникальное сочетание американских и европейских (а затем и японских) элементов. Так, классификация автомобилей по размеру была американской по сути и названиям категорий, но классифицировались по ней автомобили явно не вполне американских размеров.

К примеру, австралийские «полноразмерные» автомобили были крупнее самых больших европейских, но всё же не достигали размеров заокеанских «полноразмерников», будучи аналогичны американским автомобилям «среднего размера». Соответственно, то, что в Австралии считалось «среднеразмерным» автомобилем — в США сошло бы за «компакт», а австралийские «компакты» обычно представляли собой европейские или японские малолитражные модели. Технические и стилистические решения, характерные для европейской и американской школ автомобилестроения, в Австралии также были основательно перемешаны между собой.

Дополнительно ситуацию усложняли характерные для Австралии большие расстояния и тяжёлые дорожные условия, заставлявшие выдвигать повышенные требования к надёжности и живучести автомобилей. Австралийский покупатель был крайне практичен — в этом плане показательно то, что едва ли не большинство выпущенных на этом континенте легковушек долгое время составляли пикапы (юты), причём не подобия пижонских полуспортивных машин, в которые выродились со временем их американские аналоги El Camino и Ranchero, а самые настоящие рабочие лошадки для фермеров.

Читать далее

Chevrolet Corvair

1960__chevrolet_corvair_900«Корвэйр» — крайне нетрадиционный для американского автопрома автомобиль со сложной судьбой.

Созданный в конце пятидесятых годов в качестве «народной малолитражки» (разумеется, по местным американским меркам), в пику европейскому импорту с задним расположением двигателя вроде «Жука» и «Рено Дофин», он так не сумел закрепиться в этом сегменте рынка, и впоследствии позиционировался производителем скорее как спорткар начального уровня, этакий «Corvette для бедных». Но и на этой «ниве» особого успеха машина не снискала, и ввиду этого, а также из-за сопровождавшей её скандальной истории, была снята с производства в конце шестидесятых без прямой замены в модельном ряду… Читать далее

Заимствование в автодизайне, ч. 1

1960__chevrolet_corvair_900Намедни, просматривая Интернеты, в очередной раз наткнулся на тему — кого и с кого содрали в отечественном автопроме. Надоело, товарищи. Честное слово, надоело ! 😀 Не сказать, конечно, что совсем таки ни у кого и ничего ;-), но уж вот так вот прямо самобичеванием заниматься — тоже ведь негоже. В этой самой связи, решил, вот, открыть соответствующую тему публикаций, но уже по автопрому «буржуинскому». Кто, что, у кого… Читать далее

Автомобили Rambler / AMC

Автомобили AMC — American Motors Corporation — всегда стояли особняком от всего остального американского автопрома. Созданная в результате произошедшего в 1954 году слияния двух относительно небольших фирм — Nash-Kelvinator и Hudson, AMC сделала ставку на, так скажем, нетрадиционные для Америки тех лет качества своей продукции — экономичность, отсутствие излишеств и широкую унификацию внутри модельного ряда.

1966 Rambler Classic-01На протяжении многих лет автомобили AMC выпускались под общей маркой Rambler (к известной поисковой системе никакого отношения не имеет, просто это слово по-английски означает «Бродяга», и читается, между прочим, «Рэмблер»). По состоянию на начало шестидесятых годов, примерно соответствующий по габаритам «Волге» Rambler Classic был в её производственной программе моделью среднего уровня — стоя на ступеньку выше «компакта» Rambler American, но ниже полноразмерного Rambler Ambassador. Впрочем, разделение по классам в случае продукции AMC было в достаточной степени условным — все три модели имели между собой очень много общего, а Classic и Ambassador вообще по сути представляли собой варианты одного автомобиля.

Читать далее

Chevrolet Chevy II / Nova

1963ChevyNova04Ещё до запуска Chevrolet Corvair в серийное производство многие в руководстве General Motors вполне осознавали, что эта машина, с её новаторской для Америки концепцией, не была способна сравниться по популярности со своими более традиционными одноклассниками, представленными компаниями-конкурентами. Что и говорить — машина размером с «Волгу» с расположенным сзади оппозитным шестицилиндровым двигателем воздушного охлаждения и весьма смелым для своего времени дизайном тянула, возможно, на нишевую модель для энтузиастов, но уж никак не на основу модельного ряда корпорации в сегменте «компактных» автомобилей.

В результате уже в декабре 1959 года перед дизайнерами и инженерами GM была поставлена беспрецедентная задача: всего за 18 месяцев разработать и поставить на конвейер автомобиль, способный на равных конкурировать с аналогичными моделями других производителей и занять в модельном ряду «Шевроле» место массового, «народного» «компакта». Результатом стало появление Chevrolet Chevy II — полной противоположности «Корвэйра», которая вполне умышленно имела абсолютно классическую конструкцию и совершенно утилитарный внешний вид, будучи во многом уменьшенным подобием обычных, полноразмерных моделей той же марки.

Дальнейшая практика подтвердила верность данного решения: хотя производство «Корвэйра» продолжалось ещё до 1969 года, и в течение всего этого времени автомобиль имел определенное количество поклонников, адекватным ответом на появление Ford Falcon или Plymouth Valiant он так и не стал — в то время, как Chevy II если и не побил все рекорды популярности, то во всяком случае оказался вполне крепким середнячком, с различными модернизациями проскрипевшим на конвейере в течении почти двух десятилетий. Но — обо всём по порядку...

Читать далее

Plymouth Valiant 1974 года выпуска глазами водителя 2007 года

Перед вами русский перевод статьи с американского сайта, посвященной американскому ровеснику и однокласснику Волги ГАЗ-24. Перевод выполнен администратором сайта.

1974_Valiant1974 Plymouth Valiant (выпускался в 1967-76).

Хотя машины старых выпусков в наше время отнюдь не редкость, мало кто может похвастаться тем, что в недавнем прошлом сидел за рулём классического автомобиля (кстати, по законам большинства штатов, автомобиль может официально рассчитывать на это определение после достижения возраста в 25 лет). Даже из тех людей, которые, глядя на наш 74-тый «Вэльент», признались, что когда-то ездили на таком же, только несколько сидели за рулем классических автомобилей, будь то Plymouth Road Runner с мощным V8 HEMI или хотя бы скромный шестицилиндровый универсал Volare, за последние годы. Большинство же современных автомобилистов вообще не имеет опыта управления автомобилем таких годов выпуска с родными двигателем и тормозами на дорогах общего пользования… Читать далее

Колёса и шины для ГАЗ-24

Выбор «обувки» для автомобиля — это вопрос, затрагивающий сразу множество тем, таких, как — управляемость, внешний вид, комфорт, безопасность. Поэтому ему надо уделить особое внимание.

Родные колёса (диски) «Волги» ГАЗ-24 (24-3101015) имеют обода размерности 5J-14” / 127J-355, посадочный диаметр 353,5 мм (14"), посадочную ширину (между бортами обода) 127 мм (5") и разболтовку (P.C.D.) 5×5.5” / 5×139,7 мм, при центральном отверстии диаметром 110 мм и вылете +6 (уточнено по заводскому чертежу). Штатная размерность шин — 7,35×14”, или, если указывать ширину в мм, 185/14". Их наружный диаметр (не путать с посадочным) — 668 мм.

Читать далее

Хранение

Практически любой частный автомобиль (кроме, наверное, такси) основную часть свой «жизни» проводит именно на хранении. Подсчитано, что при годовом пробеге в 15 тысяч километров в среднем автомобиль находится в движении менее одного часа в сутки.

24_chraneniyeИ именно при хранении происходит основное поражение автомобиля ржавчиной — на ходу кузов постоянно обдувается потоком воздуха, и коррозии практически не происходит. В свете вышесказанного уже не удивляет тот факт, что именно условия хранения в наибольшей степени определяют «продолжительность жизни» кузова, а значит — и автомобиля в целом.

Данная статья составлена на основе данных из популярной литературы и личного опыта автора, и не претендует на абсолютную непогрешимость выводов, между тем, надеюсь, что изложенные в ней соображения окажутся полезны для читателя. Читать далее

Покупка тормозной жидкости БСК

В гидроприводах старых моделей ГАЗ использовалась тормозная жидкость (ТЖ) марки БСК (ТУ МХП СССР 1608-47, ТУ 35-ХП-430-62, ТУ 35-ХК-482-64, ТУ 6-02-492-68, ТУ 6-10-1533-75, DOT-2), представляющая собой смесь равных весовых частей касторового масла и бутилового спирта, плюс краситель красного цвета для визуального опознания при подтекании (стоит отметить, что, судя по публикациям «тех лет», цвет жидкости мог варьировать от красного до красновато-оранжевого, а в некоторых случаях краситель мог быть и зелёным; в любом случае, на работу ТЖ его цвет не влиял).

Многие владельцы перебирают гидроприводы тормозов, используя современные резинотехнические изделия, для работы на современных тормозных жидкостях типа DOT-4. И всё же, у множества «Волг» с барабанными тормозами «по кругу» привод тормозов всё ещё заполнен именно БСК. Причин тому много. Читать далее

Масло в мотор «Волги»

oilcansСреди вопросов относительно эксплуатации автомобилей 24-того семейства одно из первых мест занимает вопрос о том, какое масло следует использовать в их двигателях. Попробуем вместе в нём разобраться...

Для первоначального знакомства с темой, а также тем, кому не хочется читать отвлечённые рассуждения о работе масла в двигателе и прочих тонких материях, а просто нужна информация именно по применимости различных масел в двигателе «Волги», настоятельно рекомендую для начала ознакомиться с обновлённой сокращённой версией этой статьи. Комментарии также лучше оставлять там, это значительно повышает штансы ответа на них. Читать далее

«Победа» М-20

Очередная статья в цикле о моделях-предшественниках «Волги» ГАЗ-24 посвящена «Победе» М-20 — или ГАЗ-20, если называть её по внутризаводскому индексу модели — автомобилю, примечательному в масштабе не только отечественного, но, пожалуй, в какой-то мере и мирового автопрома. Читать далее