Обновлённая «Волга»

Журнал «За рулём», №2 за 1985 год. 

2410_article

На юбилейной выставке «Автопром-84», посвященной 60-летию советского автомобилестроения, горьковский завод впервые продемонстрировал новую модификацию «Волги»: ГАЗ—24-10. Хорошо известная модель ГАЗ—24 подверглась обширной модернизации, цель которой — поднять технический уровень машины, использовав ряд конструктивных решений, проверенных и отработанных на модели ГАЗ—3102. Модернизированные автомобили займут в программе завода место ГАЗ—24 и его модификаций; параллельно будет выпускаться и ГАЗ—3102 («За рулем», 1981, № 2; 1982, № 12).

Улучшения внесены во все основные агрегаты автомобиля.

Двигатель, устанавливаемый на ГАЗ—24-10, — из нового семейства, выпускаемого заволжским моторным заводом. Его индекс ЗМЗ—402.10. При тех же рабочем объеме и степени сжатия, что и у предшественника — ЗМЗ—24Д, новый мотор на 5 л. с. мощнее благодаря усовершенствованию систем впуска и выпуска. Но главные преимущества — лучшая экономичность и меньшая токсичность отработавших газов, большая долговечность. Это достигнуто применением нового карбюратора К—151 с экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ), а также системы рециркуляции отработавших газов.

Для повышения долговечности использованы усиленные базовые детали двигателя ЗМЗ—4022.10 (ГАЗ—3102): блок и гильзы цилиндров, коленчатый и распределительный валы и другие. Гильзы цилиндров в новом блоке фиксируются верхним фланцем, что исключает их деформацию при затяжке головки. Система охлаждения с водяным насосом также заимствована с двигателя ЗМЗ— 4022.10.

Касаясь изменений в трансмиссии, назовем усиленное сцепление и задний мост с передаточным числом главной передачи 3,9, унифицированные с аналогичными узлами ГАЗ—3102.

От автомобиля ГАЗ—3102 обновленная «Волга» заимствовала низкопрофильные радиальные шины с металлическим кордом. Обладающие высокой ходимостью, они, кроме того, обеспечивают некоторое снижение расхода топлива. Для установки этих шин пришлось увеличить ширину колесных ободов и расширить переднюю колею.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ГАЗ—24-10 «ВОЛГА»

(в скобках — для сравнения отличающиеся параметры ГАЗ—24)

Общие данные. Колесная формула — 4×2. Число мест — 5. Масса в снаряженном состоянии — 1400 (1410) кг. Максимальная скорость — 148 (145) км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч с водителем и пассажиром — 18 (20) с. Размеры. Длина — 4735 мм. Ширина — 1800 мм. Высота — 1490 (1495) мм. База — 2800 мм. Двигатель. Число цилиндров — 4. Рабочий объем — 2445 см3. Степень сжатия 8,2. Мощность — 100 (95) л. с./74 (70) кВт при 4500 об/мин. Максимальный крутящий момент — 18,5 (19) кгс·м/ 182 (186) Н·м при 2400—2600 (2200—2400) об/мин. Топливо — бензин АИ-93. Трансмиссия. Сцепление — сухое, однодисковое. Коробка передач — четырехступенчатая. Передаточное число главной передачи — 3,9 (4,1). Ходовая часть. Шины — 205/70К14 (7,35—14). Тормоза. Барабанные на передних и задних колесах с раздельным приводом и вакуумным (гидровакуумным) усилителем.


Среди узлов шасси наиболее существенным переделкам подверглась тормозная система. У нее главный цилиндр типа «тандем». По конструкции и размерам он отличается от цилиндра «Москвича—2140», применяемого сейчас на ГАЗ—3102.

В ближайшее время новый главный цилиндр будет устанавливаться не только на ГАЗ—24-10, но и на ГАЗ—3102. Двухкамерный вакуумный усилитель, регулятор давления в контуре задних тормозов, элементы и соединения гидропривода тормозной системы использованы от модели ГАЗ—3102. Применение высокотемпературной жидкости «Нева» потребовало изменить конструкцию рабочих цилиндров в передних и задних барабанных колесных тормозах. Стояночный тормоз приводится теперь от рычага, находящегося на полу между передними сиденьями.

Модернизировано электрооборудование автомобиля. Для снабжения возросшего числа потребителей тока установлен более мощный (850 Вт) генератор модели 16.3701, работающий совместно с новым регулятором напряжения. ГАЗ—24-10 — один из первых отечественных легковых автомобилей с бесконтактной транзисторной системой зажигания. По сравнению с обычной она должна обладать большей стабильностью и меньше требовать труда при обслуживании.

Большое внимание при модернизации было уделено повышению комфорта. В связи с этим коренным изменениям подвергся интерьер кузова.

2410_intreiorВ салоне установлены такие же сиденья, как на «Волге» ГАЗ—3102. Они обеспечивают удобную посадку водителя и пассажиров, позволяют избежать утомления даже при длительных поездках. У передних сидений, кроме обычных регулировок, предусмотрена «гаражная»: возможность изменять высоту посадки (в стационарных условиях). Они снабжены подголовниками. Для водителя и сидящего рядом с ним пассажира предусмотрены инерционные ремни безопасности. Измененное оформление интерьера включает обивку дверей нового фасона, увеличенные подлокотники.

Панель приборов — принципиально новой конструкции. В отличие от старой, состоящей из металлического каркаса с полиуретановыми накладками, она целиком отлита из высокопрочной и упругой пластмассы, что придает ей современный вид. Удовлетворяя нормам безопасности, панель из пластмассы в то же время намного легче и менее трудоемка в изготовлении. На щитке перед водителем — новые спидометр, комбинация приборов и часы.

В соответствии с общим замыслом интерьера по-новому оформлено рулевое колесо. Под ним слева размещен включатель указателей поворота, совмещенный с переключателем света фар, справа — комбинированный включатель стеклоомывателя и стеклоочистителя.

Модернизирована система отопления и вентиляции — она стала эффективнее, введен режим смешивания подогретого и свежего воздуха. Обогрев заднего стекла улучшил обзорность.

Несколько изменился и внешний вид автомобиля: на дверях — новые, утопленные ручки замков, в окнах передних дверей нет поворотных форточек, на колесах — большие пластмассовые колпаки.

Усовершенствования коснулись не только салона, но и багажника. С установкой токообогреваемого стекла освободилось место, где находилось устройство для его обдува — за спинкой заднего сиденья. Сюда перенесено запасное колесо, и отсек стал удобнее для размещения багажа.

Как изменились с модернизацией показатели автомобиля?

Во-первых, при прежнем габарите он предоставляет водителю и пассажирам более высокий комфорт и безопасность. Масса новой машины на 10 кг меньше, чем у ГАЗ—24. Возросла максимальная скорость, улучшилась динамика разгона, снизился расход топлива.

Во-вторых, увеличение межсервисных интервалов, исключение некоторых точек смазки позволило на 10—15% снизить трудоемкость обслуживания.

В семействе ГАЗ—24-10 предусмотрена модернизация всех традиционных модификаций «Волги»: такси, универсала, санитарного автомобиля и других.

Осваивать модернизированную «Волгу» намечено в два этапа. На первом, в 1985 году будут внедрены новые двигатель, шины и тормозная система. На втором, в 1986-м планируется обновить интерьер и провести другие изменения кузова.

В. РЕУТОВ, начальник КБ Управления конструкторских и экспериментальных работ ГАЗа

г. Горький

Схема рабочей тормозной системы: 1 — передний тормозной механизм; 2 — сигнальное устройство; 3— сигнализатор неисправности рабочих тормозов; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — вакуумный усилитель; 6 — регулятор давления; 7 — задний тормозной механизм; 8 — кожух полуоси заднего моста с кронштейном.

2410_brakes_system