Покупка тормозной жидкости БСК

В гидроприводах старых моделей ГАЗ использовалась тормозная жидкость (ТЖ) марки БСК (ТУ МХП СССР 1608-47, ТУ 35-ХП-430-62, ТУ 35-ХК-482-64, ТУ 6-02-492-68, ТУ 6-10-1533-75, DOT-2), представляющая собой смесь равных весовых частей касторового масла и бутилового спирта, плюс краситель красного цвета для визуального опознания при подтекании (стоит отметить, что, судя по публикациям «тех лет», цвет жидкости мог варьировать от красного до красновато-оранжевого, а в некоторых случаях краситель мог быть и зелёным; в любом случае, на работу ТЖ его цвет не влиял).

Многие владельцы перебирают гидроприводы тормозов, используя современные резинотехнические изделия, для работы на современных тормозных жидкостях типа DOT-4. И всё же, у множества «Волг» с барабанными тормозами «по кругу» привод тормозов всё ещё заполнен именно БСК. Причин тому много.

Почему-то про тормозную жидкость БСК ходит среди водителей и по Интернету множество мифов. Большинство из них совершенно не соответствует действительности.

Первый миф — то, что жидкость БСК значительно уступает современным тормозным жидкостям «по всем показателям» и якобы использовать её в тормозной системы — сродни использованию «автола» в моторе и «нигрола» в трансмиссии.

На самом деле, для автомобилей с барабанными тормозами по кругу эта жидкость имеет разумно-достаточный уровень эксплуатационных характеристик, и даже обладает целым рядом преимуществ перед жидкостями более новых стандартов. При сделанной выше оговорке, она вполне исправно выполняет свои функции, если не увлекаться уличными гонками (на «Волге»-то ?), не ездить постоянно по трассе с высокими скоростями и частными торможениями и не эксплуатировать машину зимой в лютый мороз (ниже -20…-25 градусов). Единственный объективный фатальный недостаток это жидкости — то, что сегодня она стала большим дефицитом (об этом см. ниже по тексту).

Второй миф гласит, что если при доливе тормозной жидкости смешать БСК с современной ТЖ стандартов DOT 3-4 — то якобы «ничего страшного не будет». Это не соответствует действительности ! Неизбежный результат смешения ТЖ на касторовой и гликолевой основе — выход тормозной системы из строя, либо сразу же, либо через определённое время.

Для начала — по официальному ответу ГАЗ-а, резина марки 9831 сс (8190), из которой изготавливались манжеты гидропривода тормозов ГАЗ-24, не совместима с тормозными жидкостями на гликолевой основе (Нева, Роса, DOT 3, 4) !

То же самое касается и резиновых деталей из советских запасов (хотя у них и так давно вышел срок годности — настоятельно рекомендую использовать при переборке тормозной системы только резинотехнические изделия современного производства проверенных производителей — это хоть и не гарантия качества или хотя-бы работоспособности, но всё же лучше, чем давно разложившееся старьё).

Далее, сами по себе эти жидкости не смешиваются друг с другом, а при попытке сделать это принудительно — со временем расслаиваются. Как такая расслоившаяся смесь будет работать, даже при условии того, что резиновые части системы были заменены на современные и не умрут от контакта с гликолевой ТЖ, будет ли она работать вообще, и каковы будут её характеристики и срок службы — не скажет никто !

Третий миф особенно обиден, поскольку он основан на опыте людей с суррогатными (поддельными) тормозными жидкостями на гликолевой основе, названными производителем «БСК», но фактически не имеющими к этой тормозной жидкости вообще никакого отношения. При этом весь негатив, связанный с этим суррогатом, некритически распространяется адептами мифа и на настоящую оригинальную БСК. Речь идёт о случаях, когда такая «БСК» разъедает руки и резину.

Настоящая БСК — простая смесь спирта и масла — абсолютно химически нейтральна к эластомерам и при использовании по назначению никак не влияет ни на кожу, ни на резинотехнические изделия. Ну, подумайте сами — у неё в компонентах только бутиловый спирт (по свойствам похожий на обычный этиловый) и растительное масло (касторовое, из семян растения клещевина). Ни один из этих компонентов негативным влиянием на резину не обладает и обладать не может. И краску тоже не разъедает и пятен на ней не оставляет.

Кроме того, БСК ещё и не токсична; точнее — токсична, но примерно на уровне палёной водки: пить лучше не надо, но от паров или попадания на кожу ничего не будет уж точно; бутиловый спирт содержится в небольшом количестве во многих алкогольных напитках, про касторку и говорить нечего. В общем — работать с тормозной системой, заполненной БСК, совершенно безвредно для рук; касторовое масло вообще используется в косметологии для смягчения кожи )

Если БСК у вас разъедает резинки и руки, вывод простой — это не БСК, что бы ни было написано на упаковке (см. также ниже).

Каковы же на самом деле свойства тормозной жидкости БСК ? Надо сказать, что об этой жидкости можно сказать немало хорошего.

В первую очередь, как это уже говорилось выше — БСК совершенно нейтральна к резиновым деталям тормозной системы. А значит, даже с не очень качественными (то есть — 90 % сегодняшней отечественной продукции) РТИ вам не грозят постоянные подтекания тормозной жидкости из-за разъедания ей резинок, что является весьма распространённым явлением после перехода на DOT.

Во-вторых — она обладает очень хорошими смазывающими свойствами. Практически на уровне хорошего моторного масла (касторовое масло, собственно, довольно долго использовалось в качестве моторного). Гликолевые тормозные жидкости тоже вроде как что-то как-то смазывают, но на практике смазывающая способность у них очень низкая — чуть лучше, чем у воды. Поэтому для тормозной системы, заполненной жидкостями на гликолевой основе, требуется смазывание специальной смазкой для тормозных цилиндров. При использовании БСК такой необходимости нет, более того — сама БСК использовалась в качестве смазки и консерванта (в тормозных цилиндрах имелись пропитанные ей поролоновые кольца, смазывавшие и защищавшие от коррозии зеркало цилиндра за пределами резиновой манжеты).

В-третьих, в отличие от других тормозных жидкостей (кроме силиконовых DOT 5), она не гигроскопична, то есть — не впитывает воду. Ещё бы, ведь её основа — растительное масло ! Масло воду не впитывает, а наоборот — отталкивает. В общем — коррозия и залипание тормозной системе, заполненной БСК, не грозят, да и менять её можно заметно реже, чем гликолевые ТЖ — БСК при должном контроле со стороны водителя может служить без полной замены едва ли не десятилетиями.

Правда, есть нюанс: входящий в состав БСК в качестве консерванта спирт имеет свойство со временем испаряться, так что время от времени в систему нужно подливать либо свежую жидкость, либо сам по себе чистый спирт. В очень долго постоявшей машине БСК превращается в своего рода желе из окислившегося в отсутствии спиртового консерванта масла, тормозная система при этом полностью выходит из строя. Поэтому после длительного — порядка нескольких лет — простоя автомобиля тормоза вполне могут и отказать; но это относится к любой марке ТЖ, а не только к БСК. Кроме того, постепенно тормозная жидкость всё же загрязняется продуктами механического износа резины, да и сами резинки, несмотря на смазку, постепенно истираются и со временем требуют замены. В общем — не менять и не подливать ТЖ вообще, к сожалению, не выйдет.

Современные жидкости (DOT 3 и 4), напротив, очень гигроскопичны — они впитывают воду даже через поверхность резиновых шлангов, не говоря уже о бачке, многочисленных местах соединения трубок и тройниках. Так что уже через несколько лет службы она превращаются в грязную водичку, вызывая интенсивную коррозию в системе гидропривода… Поэтому производитель и рекомендует менять их раз в два года.

В советское время автомобили проезжали с тормозной системой, заправленной БСК, десятки лет и тысяч километров без замены жидкости и каких либо проблем с тормозами. Многие так и ездили до самого недавнего времени, пока многолетний простой в гараже или долив современной тормозухи в систему не прикончили гидроприводы.

Типичный механизм выхода тормозов с БСК из строя таков: машину «забывают» в гараже на 5-10-15 лет, в ходе чего весь спирт, играющий роль консерванта, из тормозной системы улетучивается, а касторовое масло в отсутствии консерванта разлагается, окисляется, короче говоря — прогоркает, и теряет свои свойства, превращаясь в комки некоего желе, забивающие тормозные трубки и шланги. Долив современной гликолевой ТЖ при попытке «оживления» машины лишь усугубляет ситуацию, так как, во-первых, не решает проблемы с разложением остатков БСК, а во-вторых — эти жидкости в принципе не смешиваются друг с другом, в результате чего тормозная система после такого долива оказывается заполнена расслоившейся неработоспособной бурдой, к тому же агрессивной к использованной в ней резине.

При этом на многих ГАЗ-21, ГАЗ-24, старых «Москвичах» и «Запорожцах», которые находились в более-менее регулярной эксплуатации и владельцы которых следили за уровнем ТЖ в главном цилиндре, доливая в него если не свежую БСК, то хотя бы спирт — до сих пор, спустя 30-40-50 лет, стоят родные, поставленные на заводе тормозные шланги, и даже манжеты в гидроцилиндрах, и всё это более-менее удовлетворительно работает.

Что, конечно, не говорит о том, что так оно и должно быть: и сама БСК, и РТИ всё же имеют ограниченный срок службы и время от времени должны заменяться на новые, а манжеты ещё и постепенно изнашиваются из-за механического истирания и начинают перепускать жидкость, что снижает эффективность торможения и может стать причиной подтекания; к тому же тормозные трубки имеют обыкновение со временем забиваться, из-за чего повышается усилие на педали.

Почему же от БСК отказались, причём уже довольно давно ?

Недостатка у неё всего два, но с точки зрения использования в гидросистемах современных автомобилей — фатальных.

Первый — низкая температура кипения: всего лишь 115...120° С. Для барабанной тормозной системы это не так страшно — такие температуры в ней могут возникнуть только при очень и очень длительном и интенсивном торможении, при котором проблемы скорее возникнут намного раньше, чем закипит тормозная жидкость. Однако, ситуация полностью изменилась после перехода в течение 70-х годов на дисковые тормоза, имеющие намного более высокие рабочие температуры, чем барабанные. С ними уже появился неиллюзорный риск закипания БСК при длительном торможении в ходе вполне регулярной эксплуатации, и, как результат — отказа тормозов из-за образования паровых пробок. Да и окисление касторового масла при повышенных температурах происходит намного более быстрыми темпами, даже в присутствии консерванта.

Вторая — как раз в те годы машины стали чаще эксплуатировать зимой (до семидесятых годов несовершенство шин и эксплуатационных материалов автолюбителей-частников от этого как правило удерживало), и стало становиться актуальным то, что уже при −15…20 градусах БСК начинает густеть, иногда в ней даже образовывать кристаллики, закупоривающие систему тормозов (после прогрева эффект исчезает).

Поэтому для первых же «Жигулей» с дисковыми тормозами спереди была разработана новая тормозная жидкость на основе этиленгликоля — «Роса». Хотя, собственно говоря, подобные жидкости для гидроприводов уже задолго до этого применялись в авиации.

Дисковых тормозов на старых «Волгах», кроме модели «3102» (у которой тормозная система с завода заполнялась «Невой»), нет, а эксплуатировать их в сильный мороз нынче придёт в голову лишь совсем уж фанатикам. При таких условиях, БСК — на мой взгляд — идеально исполняет свои обязанности, способствуя не только отсутствию геморроя с переборкой системы под ДОТ, но и постоянной головной боли по поводу потёкших или заклинивших тормозов, нередко сопровождающей владельцев переведённых на DOT машин из-за скверного качества современных резинотехнических изделий отечественного производства.

БСК все еще продается на авторынках. Но, к сожалению, частенько вместо качественного продукта встречаются подделки и просто низкокачественные изделия. Кстати, судя по публикациям в журнале «За Рулём» семидесятых годов, та же самая проблема существовала уже в то время, хотя и не столь ярко выраженная.

Для опознания подделки сайт по «Победам» советует произвести такие процедуры:

  • 1. Попробовать смешать с водой
  • 2. Попробовать смешать с касторкой (продаётся в любой аптеке)

При первом опыте должно все расслоиться (жидкость на основе масла гидрофобна, как жир), при втором — смешаться без последствий (основа жидкости БСК и есть касторка);

Часто получается: при первом — мутная розовая однородная эмульсия, при втором — малопонятная субстанция. Это «палёнка».

Дополнение:

По состоянию на 2012 год, оригинальную ТЖ марки БСК купить стало практически невозможно.

То, что продаётся — на 90% какая-то смесь на основе этиленгликоля и/или других полигликолей, даже пахнущая не как советская  БСК.

Это не обязательно подделка в прямом смысле этого слова, просто по составу она отличается от настоящей БСК, хотя и считается аналогичной ей по свойствам (конкретно — по температуре кипения). Стоит эта ТЖ дёшево, подделывать её нет никакого смысла. Делают эту жидкость, судя по всему, для современных грузовиков с барабанными тормозами, гидроприводы которых никогда не заправлялись настоящей спирто-масляной БСК, в качестве дешёвой альтернативы жидкостям, выпускаемым по стандарту DOT. БСК её производители называют по привычке, на самом деле эта жидкость — аналог БСК на гликолевой основе, а не сама БСК. Некоторые пишут более честно, например, не БСК, а БСК-ПС.

Вот ещё отзыв об этой суррогатной БСК c форума по ГАЗ-24:

Купил я тут с ходу аж целых 6 пол литровых флаконов БСК. Начал перебирать главный цилиндр сцепления. Открываю этот новый флакон, а тормозуха-то совсем не та, какой я её привык видеть.

  • Старая БСК красно-оранжево-жёлтая была все эти годы (ещё 3 года назад покупал в точно таких же баклашках, но нормальную), а новая как марганцовка по цвету.
  • Старая БСК нормально растекалась по поверхности пластмассового бачка цилиндра сцепления, а новая собирается в шарики как вода на жирной поверхности.
  • Старая была на ощупь маслянистая (что собственно говоря было вполне резонно, раз она наполовину из касторки состоит), а новая примерно как тосол на ощупь.
  • Старая БСК пахла чётко различимо касторкой и бутиловым спиртом, новая воняет непонятно чем.
  • Старая БСК попав на краску спокойно по ней растекалась становилась при этом практически прозрачной и при том смывалась обычной водой, новая не растекается, а собирается в капли и оставляет ярко выраженные розовые пятна еле смыл её.

Все описанные свойства жидкости явно выдают то, что она имеет гликолевую основу. Именно что — как Тосол (тоже на основе этиленгликоля). Что поделать — этиленгликоль, получаемый в огромных количествах органическим синтезом, уже давно стал намного дешевле любого растительного масла.

И ещё на ту же тему от мастерской «Колёса истории».

В гидроприводах старых машин, в которых все резиновые детали пропитаны настоящим касторовым маслом из настоящей советской БСК, работать эта суррогатная жидкость с 99%-ной вероятностью не будет. Скорее всего, резиновые детали системы просто разбухнут и разрушатся, а ТЖ вытечет, оставив вас без тормозов. Более того — по всем показателям эта «якобы БСК» хуже любой жидкости стандартов DOT-¾, поскольку в целях удешевления в неё не добавляют необходимого комплекса противокоррозийных и т.п. присадок (отсюда и эффект разъедания резинок, краски и рук) — именно потому её и не продают под нормальным обозначением DOT, что она не дотягивает по своим качествам даже до старого стандарта DOT-3, а является лишь дешёвым суррогатом гликолевой тормозной жидкости.

Если в составе тормозной жидкости указано что-то кроме спирта, воды и красителя, например какие-то «полигликоли» (пример — так. наз. «БСК» фирмы ОйлРайт) — то для работы в гидроприводе тормозов, в котором уже побывала настоящая БСК, эта жидкость не годится ! Она условно пригодна только для первой заливки в только что собранную тормозную систему с новыми резинками, да и то смысла в этом никакого нет, так как лить в этом случае надо уже нормальные жидкости DOT 3 или 4.

Кстати, современные резинки подходят и для БСК, и для современной ТЖ (старые советские — только под БСК). Фокус в том, что они должны работать только в одной марке тормозной жидкости с самого начала. Если марка ТЖ меняется, все резиновые детали системы тормозов надо заменить на новые. Даже если перебирали всю систему всего месяц назад.

Поэтому всё же с сожалением приходится советовать переходить на DOT при мало-мальски регулярной эксплуатации. При этом, естественно, необходимо полностью перебрать всю тормозную систему — заменить всё резиновое в ней от главного цилиндра до рабочего, включая шланги. Медные трубки и другие металлические детали можно просто тщательно промыть внутри спиртом или ацетоном. При этом надо морально готовиться к тому, что переборка может не удастся с первого раза, так что процедуру придётся повторить, в некоторых случаях по несколько раз подряд, до полного успеха — таково качестве нынешних РТИ...

Альтернатива — готовить БСК самостоятельно: касторовое масло есть в аптеках и у специализированных косметических фирм (искать чистое, безо всяких добавок), бутиловый спирт (н-бутанол, бутанол-1) есть в продаже у специализированных фирм, торгующих химреактивами, а также используется как растворитель  (не путать с обычным этиловым !). Получающаяся при этом смесь не имеет ярко-красного цвета, как настоящая БСК (получается бесцветной или чуть желтоватой), но по своим рабочим свойствам ничуть не хуже и вполне может смешиваться с оригинальной БСК, уже залитой в гидросистему (тем не менее, для проверки смешать их небольшие количества и проследить, чтобы смесь со временем не расслаивалась — не помешает).

Также существовала ТЖ марки ЭСК, которая отличалась тем, что вместо более экзотичного бутилового спирта в ней использовался безводный этиловый (винный) спирт-ректификат (соотношение касторки и спирта — 60 : 40, хотя иногда указывается и 1 : 1). Она была ярко-красного цвета (по другим данным — жёлтая), в то время, как БСК обычно — ближе к оранжевому.

Однако она имела сразу два фатальных недостатка: во-первых, кипела уже при 78 градусах, а во-вторых — поставляла работникам автохозяйств легкоизвлекаемое сырьё для употребления вовнутрь (хотя и мерзких вкусовых качеств, так как спирт всё-же технический).

Сегодня эта жидкость в случае большой нужды может применяться на малоскоростных автомобилях типа «Москвича-400 / 401 / 402» или «горбатого» «Запорожца», но для таких достаточно динамичных машин, как ГАЗ-24, она на мой взгляд практически непригодна из-за низкой температуры кипения. Собственно, жидкость БСК была разработана в 1957 году именно для ГАЗ-21, для своего времени считавшейся быстроходным автомобилем. Применение ЭСК в её приводе тормозов допускалось лишь при абсолютной необходимости. Кроме того, летом этиловый спирт быстро улетучивался, требуя долива.

Жидкость марки АСК готовилась на основе изопентилового спирта и широкого хождения не имела.

Все указанные выше жидкости на основе касторового масла смешивались друг с другом без последствий. То есть, к примеру, в машину с тормозной системой, заправленной БСК, можно в качестве крайней меры долить самодельную ЭСК из этилового спирта и касторки. Впоследствии этиловый спирт сам в основном испариться из системы. Восстановить состав тормозной жидкости можно доливкой БСК (правильной) или собственно бутилового спирта.

Выше речь шла именно о доливе ТЖ в систему, изначально уже заполненную БСК. Что касается использования самостоятельно приготовленной БСК для первого залива в только что собранную на современных компонентах тормозную систему — то это, на мой взгляд, лишено смысла, если только не гнаться за полной аутентичностью автомобиля, и только при нерегулярной эксплуатации на небольшие расстояния. Потому что во-первых у этой жидкости всё же очень плохие низкотемпературные свойства (т.е. зимой уже не покатаешься), а во-вторых — никогда нельзя исключать варианта, что завтра вам захочется, к примеру, дисковых тормозов или вакуумного усилителя, а для этого уже придётся перебирать всю систему заново с заменой резиновых манжет и шлангов. Да и просто в случае, если понадобиться долить в гидросистему большое количество жидкости (мало ли что может произойти в дальней дороге) современная ТЖ более практична — её банально можно купить в практически неограниченных количествах на любой придорожной АЗС, в отличие от «касторки» и бутилового спирта (не будешь же возить с собой несколько литров просто так, «про запас»). Разумеется, за тормозной системой, заполненной гликолевой ТЖ, необходимо постоянно ухаживать, включая замену ТЖ разв в несколько лет и выходящих из строя резиновых частей — по мере необходимости.

Полноценным функциональным аналогом БСК из современных ТЖ, вероятно, является силиконовая тормозная жидкость DOT-5 (не DOT-5.1). Она также на основе масла, также гидрофобна, также обладает высокими смазывающими свойствами и не требует полной замены в течении 10...15 лет, при условии частичной прокачки системы с доливом свежей жидкости раз в несколько лет для удаления влаги, которая может скапливаться в низших точках гидросистемы (при этом не смешивается с самой ТЖ, в отличие от гликолевых жидкостей, то есть, сама жидкость своих свойств от времени не теряет). Но при этом по высоко- и низкотемпературным характеристикам она подходит для любых тормозных систем, в том числе — с дисковыми тормозами и т.д. (несовместима она только с ABS, из-за чего и не получила распространения на автотранспорте, но зато достаточно широко используется на мототехнике).

К сожалению, у неё есть очень большой минус — цена, которая может выше, чем на жидкости стандарта DOT-4, в 4...5 раз. Если она не играет значительной роли — вероятно, стоит как минимум попробовать этот тип ТЖ. При этом следует обязательно протестировать выбранную жидкость на совместимость с используемой в уплотнениях резиной. При этом все остатки тормозных жидкостей иных стандартов, а крайне желательно — и резиновые детали, с ними работавшие, из системы должны быть удалены.

Дополнение №2:

Если вас мучает вопрос о том, какая же ТЖ залита в тормозную систему вашего автомобиля, и найти ответ на него, опираясь на запах и цвет её, вы не можете, в старой литературе описано множество тестов для опознания различных типов ТЖ, в своё время в автомобильных техникумах даже проводили лабораторные занятия на эту тему.

Среди них:

  • Смешивание ТЖ друг с другом:

Тормозные жидкости на одной основе смешиваются, а на разной – расслаиваются.

То есть, если в пробу долить современную ТЖ (DOT-3 / 4) и дать ей отстояться, и после этого образец расслаивается — значит, в систему залита жидкость на основе касторового масла, доливать в неё современную ТЖ нельзя.

  • Смешивание с водой:

При добавлении воды в жидкости на касторовой основе происходит расслаивание.

Гликолиевые жидкости, напротив, полностью смешиваются с водой в любой пропорции.

  • Смешивание с бензином:

Касторовые жидкости образуют с бензином однородную смесь.

При добавлении бензина к гликолевым жидкостям они не смешиваются, и получаются два разных слоя.

Дополнение №3:

Добро пожаловать в 2020-е годы. Сегодня БСК в продаже нет, а используемые для её приготовления реактивы стало крайне сложно достать физическому лицу.

Современным проверенным, отлично работающим аналогом жидкости типа БСК является силиконовая тормозная жидкость DOT 5 (НЕ путать с 5.1 и другими «пятёрками», это совершенно разные жидкости !), в России распространённая в первую очередь как жидкость для тормозной системы мотоциклов Harley-Davidson (в свете чего есть уверенность, что она не исчезнет из продажи — таких мотоциклов и их фанатов в нашей стране достаточно).

Перед переходом на неё полностью перебираем всю тормозную систему, с заменой цилиндров и шлангов, промыванием трубок спиртами (обычным этиловым, или техническими — изопропиловым и т.п.) до полной чистоты на выходе.

Данная жидкость отлично показала себя в моей практике, с ней тормоза старого автомобиля сохраняют работоспособность и не требуют вмешательств в течение многолетнего срока, даже при плохом качестве резины, даже при длительном простое  не очень сухих помещениях. Она маслянистая, хорошо смазывает подвижные части системы при её работе. Работает в т.ч. в системах с современными вакуумными усилителями тормозов. Не работает только с ABS, из-за достаточно высокой вязкости (в отличие от БСК, в нормальных для зимней эксплуатации пределах).

Использовать в сочетании со специальной пастой (смазкой) для гидроцилиндров, защищающей их попадания влаги, от коррозии при простое и износа. Раз в несколько лет желательно прокачивать системы для удаления возможного скопления в её нижних точка влаги и частичной замены самой жидкости. Сама по себе жидкость имеет практически неограниченный срок службы, если не подвергается загрязнению. Вода от неё со временем отделяется.

Единственный минус силиконовой жидкости — высокая цена. Но она себя оправдывает.