Покупка тормозной жидкости БСК

В гидроприводах старых моделей ГАЗ использовалась тормозная жидкость (ТЖ) БСК (ТУ 6-101533-75), представляющая собой смесь равных частей касторового масла и бутилового спирта, плюс краситель красного цвета для визуального опознания при подтекании.

Многие владельцы перебирают гидроприводы тормозов, используя современные резинотехнические изделия, для работы на современных тормозных жидкостях типа DOT-4. И всё же, у множества «Волг» с барабанными тормозами «по кругу» привод тормозов всё ещё заполнен именно БСК. Причин тому много.

Почему-то про тормозную жидкость БСК ходит среди водителей и по Интернету множество мифов. Большинство из них совершенно не соответствуют действительности.

В первую очередь, тормозная система ГАЗ-24 (но не 24-10) всё же изначально рассчитана именно на использование БСК. Именно с учётом большей вязкости этой жидкости у неё увеличенный диаметр тормозных трубок. И БСК в ней вполне исправно выполняет свои функции, если не увлекаться уличными гонками (на «Волге»-то ?), не ездить постоянно по трассе с высокими скоростями и частными торможениями и не эксплуатировать машину зимой в лютый мороз (-20…-25 градусов).

Во-вторых, БСК (именно настоящая БСК — простая смесь спирта и масла) абсолютно химически нейтральна и никак не влияет на резинотехнические изделия. Ну, подумайте сами — у неё в компонентах только бутиловый спирт (по свойствам похожий на обычный этиловый) и растительное масло. А значит, даже с не очень качественными (то есть, 90 % сегодняшней отечественной продукции) РТИ вам не грозят постоянные подтекания тормозной жидкости из-за разъедания ей резинок, что является весьма распространённым явлением после перехода на DOT.

Кроме того, БСК ещё и не токсична; точнее — токсична, но примерно на уровне палёной водки: пить лучше не надо, но от паров или попадания на кожу ничего не будет уж точно; бутиловый спирт содержится в небольшом количестве во многих алкогольных напитках, про касторку и говорить нечего. Если БСК у вас разъедает резинки и руки, вывод простой — это не БСК, что бы ни было написано на упаковке (см. также ниже).

В-третьих, в отличие от других тормозных жидкостей (кроме силиконовых DOT 5), она не гигроскопична, то есть, не впитывает воду. Ещё бы, ведь её основа — растительное (касторовое, из семян растения клещевина) масло ! Масло воду не впитывает. Наоборот — она отталкивает воду и вдобавок хорошо смазывает (опять же: масло !) металлические части системы — коррозия и залипание тормозной системе с БСК не грозят (исключение составляет длительный — порядка нескольких лет — простой автомобиля, после которого тормоза вполне могут отказать, но это относится к любой марке ТЖ). Да и менять её можно намного реже (не менять вообще, к сожалению, не выйдет — постепенно она всё же загрязняется продуктами механического износа резины, а спирт имеет свойство со временем испаряться).

Современные жидкости (DOT 3 и 4), напротив, очень гигроскопичны — впитывают воду даже через поверхность резиновых шлангов, не говоря уже о многочисленных местах соединения и тройниках, и уже через несколько лет службы превращаются в грязную водичку, вызывая интенсивную коррозию в системе гидропривода… Поэтому менять производитель и рекомендует менять их раз в два года.

В советское время автомобили проезжали с тормозной системой, заправленной БСК, десятки лет и тысяч километров без долива жидкости и каких либо проблем с тормозами. Многие так и ездили до самого недавнего времени, пока многолетний простой в гараже или долив современной тормозухи в систему не прикончили гидроприводы. На многих ГАЗ-21, ГАЗ-24, старых «Москвичах» и «Запорожцах» до сих пор, спустя 30-40-50 лет, стоят родные, поставленные на заводе тормозные шланги и манжеты в гидроцилиндрах, и всё это вполне удовлетворительно работает (что, конечно, не говорит о том, что так оно и должно быть: и сама БСК, и РТИ всё же имеют ограниченный срок службы и время от времени должны заменяться на новые, к тому же тормозные трубки имеют обыкновение со временем забиваться, из-за чего повышается усилие на педали).

Почему же от БСК отказались, причём уже довольно давно ?

Недостатка у неё всего два, но с точки зрения использования в гидросистемах современных автомобилей — фатальных. Дело в том, что после перехода на дисковые тормоза, имеющие намного более высокие рабочие температуры, чем барабанные, появился риск закипания имеющей довольно низкую температуру кипения БСК при длительном торможении, и, как результат — отказа тормозов. Кроме того, как раз в те годы машины стали чаще эксплуатировать зимой (до семидесятых годов несовершенство шин и эксплуатационных материалов автолюбителей-частников от этого как правило удерживало), и стало становиться актуальным то, что уже при −20…25 градусах БСК начинает густеть, иногда в ней даже образовывать кристаллики, закупоривающие систему тормозов (после прогрева эффект исчезает). Поэтому для первых же «Жигулей» с дисковыми тормозами спереди была разработана новая тормозная жидкость на основе этиленгликоля — «Роса». Хотя, собственно говоря, подобные жидкости для гидроприводов уже задолго до этого применялись в авиации.

Дисковых тормозов на старых «Волгах», кроме модели «3102» (у которой тормозная система с завода заполнялась «Невой»), нет, а эксплуатировать их в сильный мороз нынче придёт в голову лишь совсем уж фанатикам. При таких условиях, БСК — на мой взгляд — идеально исполняет свои обязанности, способствуя не только отсутствию гемороя с переборкой системы под ДОТ, но и постоянной головной боли по поводу потёкших или заклинивших тормозов, нередко сопровождающей владельцев переведённых на DOT машин из-за скверного качества современных резинотехнических изделий отечественного производства.

БСК все еще продается на авторынках. Но, к сожалению, частенько вместо качественного продукта встречаются подделки и просто низкокачественные изделия. Кстати, судя по публикациям в журнале «За Рулём» семидесятых годов, та же самая проблема существовала уже в то время, хотя и не столь ярко выраженная.

Для опознания подделки сайт по «Победам» советует произвести такие процедуры:

  • 1. Попробовать смешать с водой
  • 2. Попробовать смешать с касторкой (продаётся в любой аптеке)

При первом опыте должно все расслоиться (жидкость на основе масла гидрофобна, как жир), при втором — смешаться без последствий (основа жидкости БСК и есть касторка);

Часто получается: при первом — мутная розовая однородная эмульсия, при втором — малопонятная субстанция. Это «палёнка».

Дополнение:

По состоянию на 2012 год, оригинальную ТЖ марки БСК купить стало практически невозможно.

То, что продаётся — на 90% какая-то смесь на основе этиленгликоля, даже пахнущая не как советская  БСК. Это не обязательно подделка в прямом смысле этого слова, просто по составу она отличается от настоящей БСК, хотя и считается аналогичной ей по свойствам. Стоит она дёшево, подделывать её нет никакого смысла. Делают эту жидкость, судя по всему, для современных грузовиков с барабанными тормозами, гидроприводы которых никогда не заправлялись настоящей спирто-масляной БСК, в качестве дешёвой альтернативы жидкостям, выпускаемым по стандарту DOT. БСК её производители называют по привычке, на самом деле эта жидкость — аналог БСК на гликолевой основе, а не сама БСК. Некоторые пишут более честно, например, не БСК, а БСК-ПС.

Вот ещё отзыв об этой суррогатной БСК c форума по ГАЗ-24:

Купил я тут с ходу аж целых 6 пол литровых флаконов БСК. Начал перебирать главный цилиндр сцепления. Открываю этот новый флакон, а тормозуха-то совсем не та, какой я её привык видеть.

  • Старая БСК красно-оранжево-жёлтая была все эти годы (ещё 3 года назад покупал в точно таких же баклашках, но нормальную), а новая как марганцовка по цвету.
  • Старая БСК нормально растекалась по поверхности пластмассового бачка цилиндра сцепления, а новая собирается в шарики как вода на жирной поверхности.
  • Старая была на ощупь маслянистая (что собственно говоря было вполне резонно, раз она наполовину из касторки состоит), а новая примерно как тосол на ощупь.
  • Старая БСК пахла чётко различимо касторкой и бутиловым спиртом, новая воняет непонятно чем.
  • Старая БСК попав на краску спокойно по ней растекалась становилась при этом практически прозрачной и при том смывалась обычной водой, новая не растекается, а собирается в капли и оставляет ярко выраженные розовые пятна еле смыл её.

Все описанные свойства жидкости явно выдают то, что она имеет гликолевую основу. Именно что — как Тосол (тоже на основе этиленгликоля). Что поделать — этиленгликоль, получаемый в огромных количествах органическим синтезом, уже давно стал намного дешевле любого растительного масла.

И ещё на ту же тему от мастерской «Колёса истории».

В гидроприводах старых машин, в которых все резиновые детали пропитаны настоящим касторовым маслом из настоящей советской БСК, работать эта суррогатная жидкость с 99%-ной вероятностью не будет. Скорее всего, резиновые детали системы просто разбухнут и разрушатся, а ТЖ вытечет, оставив вас без тормозов. Более того — по всем показателям эта «якобы БСК» хуже любой жидкости стандартов DOT-3/4, поскольку в целях удешевления в неё не добавляют необходимого комплекса противокоррозийных и т.п. присадок (отсюда и эффект разъедания резинок, краски и рук) — именно потому её и не продают под нормальным обозначением DOT, что она не дотягивает по своим качествам даже до старого стандарта DOT-3, а является лишь дешёвым суррогатом гликолевой тормозной жидкости.

Кстати, современные резинки подходят и для БСК, и для современной ТЖ (старые советские — только под БСК). Фокус в том, что они должны работать только в одной марке тормозной жидкости с самого начала. Если марка ТЖ меняется, все резиновые детали системы тормозов надо заменить на новые. Даже если перебирали всю систему всего месяц назад.

Поэтому всё же с сожалением приходится советовать переходить на DOT при мало-мальски регулярной эксплуатации. При этом, естественно, необходимо полностью перебрать всю тормозную систему — заменить всё резиновое в ней от главного цилиндра до рабочего, включая шланги. Медные трубки и другие металлические детали можно просто тщательно промыть внутри спиртом или ацетоном. При этом надо морально готовиться к тому, что переборка может не удастся с первого раза, так что процедуру придётся повторить, в некоторых случаях по несколько раз подряд, до полного успеха — таково качестве нынешних РТИ…

Альтернатива — готовить БСК самостоятельно: касторовое масло есть в аптеках (искать чистое, безо всяких добавок), бутиловый спирт (н-бутанол, бутанол-1) также есть в продаже у специализированных фирм, например, он используется как растворитель  (не путать с обычным этиловым !). Получающаяся при этом смесь не имеет ярко-красного цвета, как настоящая БСК (получается бесцветной или чуть желтоватой), но по своим рабочим свойствам ничуть не хуже и вполне может смешиваться с оригинальной БСК, уже залитой в гидросистему (тем не менее, для проверки смешать их небольшие количества и проследить, чтобы смесь со временем не расслаивалась — не помешает).


  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/558790829056 Львов Алексей

    Спасибо, все просто и понятно!

  • http://vk.com/id246503707 Михаил Местный

    После долгих поисков информации по БСК — САМЫЙ лучший и квалифицированный ответ на вопрос: менять ли БСК на DOT? ВЫВОД — никогда!!!!!!!!!!!! Владелец «ласточки» ГАЗ 24, 1977г.в. Михаил. Спасибо!

  • http://vk.com/id227874840 Иван Малышев

    В каком соотношении смешивать касторовое масло и бутанол-1?

    • http://vk.com/id214797453 Стас Алексеев

      Для начала найдите бутанол в расфасовке меньше бочки ))) А так в тексте написано — в равных пропорциях. Можно ещё старые ГОСТы / ТУ поискать на тормозную жидкость, должны быть не слишком древние, она ещё в 80-е была в широком обращении.

      • http://my.mail.ru/mail/werkon/ Дмитрий Ткаченко

        Бутанол-1 продаётся в интернет-магазинах химреактивов. 170 рублей за литр. :)
        http://www.vekton.ru/e_sale/?gd=283
        Да и касторку тоже не проблема купить.

        • http://vk.com/id214797453 Стас Алексеев

          Ну круто вам, чо ) а у нас находил только бочками и физ. лицам не продают. Касторка да, в аптеке бывает, помню когда тормоза подтекали из пузырьков аптечных доливал.