Модернизация: тормоза

Как и в случае с любой машиной, выпускавшейся в течение нескольких десятилетий подряд, «Волга» ранних выпусков имеет множество деталей, узлов и агрегатов, обратно совместимых с более поздними модификациями, что создаёт богатые возможности для любителей тюнинга.

Чем же именно могут поделиться с ГАЗ-24 её «младшие сёстры» ?

В первую очередь стоит обратить внимание на подвеску и тормоза.

Наиболее очевидный, и даже весьма желательный в случае регулярной эксплуатации автомобиля «апгрейд» — это замена тормозной системы в сборе на систему образца ГАЗ-24-10 / ГАЗ-31029.

Тормозную систему стоит поменять всю в сборе — начиная от вакуумного усилителя и, далее по схеме, вплоть до колёсных цилиндров (передние колёсные цилиндры у ГАЗ-24 и ГАЗ-2410 одинаковые, с поршнями диаметром 32 мм, а вот задние — разные, ГАЗ-24 — 32 мм, у 24-10 — 28 мм). Педальный узел при этом можно оставить нетронутым, за исключением необходимости установить на него механический датчик стоп-сигналов (вместо не слишком надёжной гидравлической «лягушки»).

В результате данной переделки мы получаем существенно уменьшившееся усилие на педали тормоза, а также большую надёжность работы тормозной системы благодаря полноценному её разделению на два контура.

Более щадящий вариант модернизации, с внедрением только усилителя и сигнализатора от ГАЗ-24-10, описан на газ-клубе. Этот вариант проще, но хуже в том отношении, что мы оказываемся привязаны к использовавшейся ранее в системе тормозной жидкости: если это была БСК, то и после модернизации придётся заливать БСК. Причём вакуумный усилитель должен быть в этом случае только новым либо свежеперебранным, так как усилитель, только что снятый с машины, в тормозной системе которой была жидкость DOT («Роса», «Нева» и так далее), работать с БСК не будет. Для перехода же на DOT необходима, опять же, полная переборка всей системы. Так что рекомендовать его можно лишь для машин, тормозная система которых уже переведена на DOT. Кроме того, не стоит забывать, у ГАЗ-24-10 именно в связи с переходом на новую марку ТЖ диаметр тормозных трубок был уменьшен с 6 до 5 мм и применены задние тормозные цилиндры с поршнями меньшего диаметра — так что бездумно мешать элементы разных тормозных систем, видимо, всё же не стоит. Также см. статью.

В принципе, при желании можно пойти дальше и установить также дисковые тормоза от ГАЗ-3102 раннего образца (до 1997 года). Они весьма неплохи, когда работают исправно: останавливают машину достаточно эффективно и ровно с любой доступной ей скорости (как считается, даже превосходят более поздние образца 3110-31105). Однако стоит сто раз подумать, прежде чем решиться на такой шаг: дело в том, что в настоящее время тормозные механизмы этого типа являются большим раритетом, включая являющиеся по сути «расходниками» диски, так что для постоянной эксплуатации этот вариант едва ли не менее пригоден, чем родная тормозная система. К тому же о надёжности «москвичёвских» четырёхпоршневых суппортов в своё время было немало негативных отзывов. Так что делать это имеет смысл, видимо, лишь в том случае, когда машина делается не под ежедневную эксплуатацию, а сохранение родных колёс с колпаками является существенным фактором.

Стоит отметить, что в последнее время появилось довольно много запчастей на эту подвеску нашего и китайского производства (диски, четырёхпоршневые суппорта и т.п.).

Вместе с тормозными механизмами от ГАЗ-3102 надо ставить поворотные кулаки (3102-3001012-10 и 3102-3001013-10), стойки (3102-2904056 и 3102-2904057), нижние (3102-2904024 и 3102-2904028) и верхние (3102-2904100 и 3102-2904101) рычаги. Проще же всего «перекинуть» всю подвеску в сборе, с одновременной её полной переборкой. См. также статью про установку дисковых тормозов на подвеску ГАЗ-24 в блоге MasterGeneral’a. Замечу ещё, что дисковые тормоза должны работать исключительно с тормозной жидкостью стандарта DOT-4, использование в системе с ними БСК недопустимо.

Другие варианты перехода на дисковые тормоза спереди (установка «жигулёвских», «нивовских» или иномарочных механизмов через самодельные переходники) мы рассматривать не будем, так как риск от их реализации явно превышает пользу.

Наиболее радикальный вариант — это установка бесшкворневой подвески от ГАЗ-31105 или поздних ГАЗ-3110 в сборе (менять шкворня на шкворня от ГАЗ-3110 раннего образца особого толку нет). При этом необходимо искать вариант подвески «без ГУР», на который подходит рулевая трапеция ГАЗ-24 / 24-10, за вычетом рулевых наконечников, которые также надо ставить от ГАЗ-3110 / 31105 «без ГУР» (изогнутые). Или ставить ГУР вместе с соответствующими подвеской и рулевой трапецией, При этом меняется разболтовка колёс (родные 24-ртые с колпаками уже не налезут), так что задний мост также необходимо поставить от того же донора, что и переднюю подвеску.

Единственный более-менее нормальный способ получить дисковые тормоза ещё и сзади — это установка заднего моста от «Вольво» 240 или 740 с приваренными к нему площадками для рессор от родного. Разболтовка у него такая же, как у ГАЗ-3110 / 31105. Однако в этом случае мы получаем кучу редких и весьма недешёвых деталей, практически полное отсутствие мастеров, способных адекватно перебрать данный агрегат до исправного состояния и невнятную ситуацию с прохождением техосмотра (необходима регистрация через НАМИ). Итого, такая овчинка едва ли стоит выделки (хотя, см. также).

Хочется также отметить, что для «Волги» был как минимум разработан вариант тормозной системы с АБС — во всяком случае, его элементы совершенно чётко присутствуют в каталоге деталей на ГАЗ-31105 от 2009 года. Однако живых машин, оборудованных таким образом, мне не встречалось…


  • Аноним

    колеги как се сменя сервото моля помогнете

  • http://vk.com/id4101028 Юрий Гусына

    Как я понял из статьи беру полный комплект тормозной системы ГАЗ-24-10 или ГАЗ-31029 и ставлю на Газ 24.?.

  • http://vk.com/id4300745 Леонид Иванов

    Подробнее можно про «в последнее время появилось много запчастей на эту подвеску нашего и китайского производства (диски, четырёхпоршневые суппорта и т.п.).» Суппорта делает FENOX, у них на оф. сайте есть они на май 2017. А диски?

    • http://vk.com/id214797453 Стас Алексеев

      Суппорта любые на Москвич (отличия есть помимо проставки, но подходят).
      Я брал на 2140 какой-то ноунейм китай, не Фенокс (работали)
      Диски ЛитТех, правда они малыми партиями, в продаже редко.

      • http://vk.com/id4300745 Леонид Иванов

        Удивительно. О ЛитТехе давно уже говорят, что он не выпускается много лет. Именно для 3102 под разболтовку 5*139,7. Я в этом году умудрился со склада СТО по ГАЗам выкупить 6 дисков ТеКо по 620 рублей/штука. Эти диски там лежали лет 5-7 и цена сохранился с тех же времен.

        • http://vk.com/id214797453 Стас Алексеев

          Странно это очень, вроде они всем одинаково отвечают: всю оснастку храним, заказывайте — сделаем. Заказ от 100 шт. Делали ? Да, заказывали, делали.
          Видимо раскупают сразу как сделают. Или никак не сговорятся заинтересованные лица…

          • http://vk.com/id4300745 Леонид Иванов

            Я про заказы от 100 штук где-то находил. Наверно на gaz3102.ru. Но для меня, как рядового пользователя — это неприемлемо. В моем городе и области едва ли наберется 50 Волгарей со старообрядческими 3102-ми. Увы.

            Слухи о том, что ЛитТех не выпускает, пошли, наверное с того, что на оф. сайте нет никакой информации о дисках вообще.