Австралийский рынок легковых автомобилей длительное время представлял собой уникальное сочетание американских и европейских (а затем и японских) элементов. Так, классификация автомобилей по размеру была американской по сути и названиям категорий, но классифицировались по ней автомобили явно не вполне американских размеров.
К примеру, австралийские «полноразмерные» автомобили были крупнее самых больших европейских, но всё же не достигали размеров заокеанских «полноразмерников», будучи аналогичны американским автомобилям «среднего размера». Соответственно, то, что в Австралии считалось «среднеразмерным» автомобилем — в США сошло бы за «компакт», а австралийские «компакты» обычно представляли собой европейские или японские малолитражные модели. Технические и стилистические решения, характерные для европейской и американской школ автомобилестроения, в Австралии также были основательно перемешаны между собой.
Дополнительно ситуацию усложняли характерные для Австралии большие расстояния и тяжёлые дорожные условия, заставлявшие выдвигать повышенные требования к надёжности и живучести автомобилей. Австралийский покупатель был крайне практичен — в этом плане показательно то, что едва ли не большинство выпущенных на этом континенте легковушек долгое время составляли пикапы (юты), причём не подобия пижонских полуспортивных машин, в которые выродились со временем их американские аналоги El Camino и Ranchero, а самые настоящие рабочие лошадки для фермеров.
Фирма Holden — австралийский филиал американской General Motors, а её продукция представляла собой преимущественно конгломерат из моделей, платформ и отдельных агрегатов, собранных по разбросанным по всему миру многочисленным филиалам этой огромной корпорации.
Младшие модели традиционно представляли собой вариации на тему «Опелей» — например на американский манер обозначаемый как «компакт» Holden Torana на поверку оказывался немного переделанным английским Vauxhall Viva, который, в свою очередь, представлял собой ребрендинговую праворульную версию немецкого Opel Kadett…
Больший интерес представляли разработанные самостоятельно, хотя и с немалым влиянием со стороны остальных ветвей GM, «большие» «Холдены» — линейка Holden Standard / Special / Premier, а также пришедшие им на смену в 1968 году Belmont / Kingswood / Premier.
Отдельные поколения «Холденов» обозначались двумя латинскими буквами — EJ, EH, и так далее.
«Холдены» тех лет имели репутацию хорошо приспособленных к суровым условиям Австралии крепко сделанных автомобилей с большим дорожным просветом и живучей подвеской, в пику одноклассным «Фордам» и «Крайслерам», созданным на базе американских моделей и часто не выдерживавшим испытания славившейся своим бездорожьем австралийской глубинкой.
EJ и EH (1962-64)
В 1962 году на смену основательно устаревшей модели EK, по дизайну соответствующей «Волге» ГАЗ-21, пришёл Holden EJ.
Кузов был полностью новым, с довольно современным дизайном, явно перекликающимся с моделями Chevrolet и Opel начала шестидесятых. Механическая начинка же преимущественно перекочевала с предыдущего поколения — в частности, 2,3-литровый рядный шестицилиндровый двигатель мощностью 75 л.с., спаренная с ним трёхступенчатая коробка передач с переключателем на рулевой колонке и шкворневая передняя подвеска. Как опции предлагались усилитель тормозов DuoServo и двух(!)ступенчатая автоматическая коробка PowerGlide.
Помимо давно существовавших Standard и Special, с этого года предлагалась комплектация Premier, включавшая в основном улучшенную отделку салона.
В августе 1963 появился рестайлинговый Holden EH, незначительно отличавшийся от предшественника внешне, но при этом получивший полностью новый шестицилиндровый двигатель Red Engine в двух вариантах — объёмом 2,45 литра и мощностью 100 л.с. или 2,9 литра и 115 л.с.
HD и HR (1965-68)
С февраля 1965 года в серию пошёл Holden HD, который имел полностью новый кузов, более широкий и просторный, чем у предшественника. Однако, в отличие от всенародно любимого EН, это автомобиль ждал довольно холодный приём публики, так что продажи «Холденов» в этом году существенно упали. Одной из главных причин этого был не пришедшийся австралийцам по душе дизайн, в особенности — не слишком эстетичное оформление передка с выступающими далеко вперёд продолжениями боковины.
Между тем, с технической точки зрения это поколение представляло собой существенный шаг вперёд. В частности, вместо генератора постоянного тока в электрике появился «переменник», а в качестве опций предлагались бесшкворневая передняя подвеска и дисковые тормоза спереди.
Двигатели и транмиссии перешли на HD с предыдущего поколения, однако как опцию теперь можно было заказать форсированную версию 2,9-литрового двигателя, обозначавшуюся как 179X2 (179 — рабочий объём цилиндров в кубических дюймах). Отличалась она алюминиевым впускным коллектором под сдвоенные карбюраторы и биметаллическими сталеалюминиевыми вкладышами подшипников коленвала вместо штатных сталебаббитовых, что позволило безбоязенно повысить мощность мотора на 25 л.с.
Деление на комплектации Standard / Special / Premier было сохранено; Standard красился в ограниченное число цветов и имел минимум блестящегор декора, наиболее распространённый Special имел более богатый выбор красок и опциональную белую крышу (очень востребованная опция в жаркой Австралии), наверху же модельного ряда стоял Premier с его улучшенно отделкой, центральной консолью в салоне и опциональной виниловой обтяжкой крыши.
Примечательно, что на Holden HD устанавливался как опция гидровакуумный усилитель тормозов британской фирмы Girling — модель PowerStop, которая впоследствии была пролицензирована советской стороной и ставилась на автомобили «Волга »ГАЗ-24 и «Москвич-412».
В 1966 году появился рестайлинговый Holden HR, со значительно больше полюбившимся австралийцам дизайном. Продажи снова поползли вверх и достигли уровня популярной модели EH.
Вместе с обновлением дизайна последовала и техническая модернизация. Бесшкворневая передняя подвеска стала штатной на всех моделях (дисковые тормоза остались опцией). Рабочий объём двигателей был увеличен — как базовый предлагался уже 2,65-литровый (161 куб. дюйм) мотор, а в виде опции — трёхлитровый (186 куб. дюймов) в 126…145 л.с. в зависимости от модификации. Появилась в виде опции четырёхступенчатая механическая коробка передач с рычагом в полу.
В таком виде машина выпускалась до начала 1968 года.
HK, HT и HG (1968-71)
В январе 1968 года начало сходить с конвейеров новое поколение «Холденов». Младшие комплектации Standard и Special были переименованы в Belmont и Kingswood соответственно, топовая Premier осталась. Ещё через шесть месяцев впервые за историю марки в её модельном ряду появилась довольно эффектная двухдверка, получившая собственное имя — Holden Monaro.
«Холдены» этого поколения представляли собой более крупные и тяжёлые машины, чем все их предшественники. Колёсная база выросла до 2 819 мм, а вес вплотную подошёл к 1 400 кг. Рядные шестёрки объёмом 2,65 и 3,0 литра по-прежнему устанавливались на большую часть выпуска, но теперь помимо них предлагался и 5-литровый V8 производства Chevrolet.
На единой платформе с Holden HK выпускалась также модель Holden Brougham, которая имела удлинённый задний свес и четырёхфарную решётку радиатора — для большей визуальной солидности, а также — существенно улучшенную комплектацию. Эта странная и коммерчески не особо удачная модель была создана как паллиативный ответ на появление у австралийского филиала компании Ford модели Ford Fairlane с американскими корнями, превосходившей «Холдены» по габаритам и отделке. Выпускалась она до 1971 года, в течении которого была заменена на другую модель — Holden Statesman, созданный уже на базе поколения Holden HQ. Он уже имел удлинённую колёсную базу и более просторный салон, а не просто более длинный багажник.
С мая 1969 года на смену HK пришёл Holden HT, который помимо импортного пятилитрового V8 имел варианты с 4,2- и 5,74-литровыми моторами собственного производства. В остальном машина изменилась лишь внешне.
Наконец, в июле 1970 года в серию пошёл последний рестайлинг этого поколения — модель Holden HG, главным отличием которой была опциональная трёхступенчатая автоматическай трансмиссия Tri-Matic, которая на практике оказалась ненадёжной.
HQ, HJ, HX и HZ (1971-80)
Это поколение было разработано полностью «с нуля». Оно получило полноценную лонжеронную раму с увеличенным расстоянием между лонжеронами в средней части (perimeter frame), но, в отличие от американских моделей, не отделяемую от кузова (примерно такая же рама была у «Волги-Сайбера»).
Если предыдущие «Холдены» были ощутимо компактнее «Волги», то HQ был её прямым аналогом по размерности: база 2 819 мм и общая длина 4 762 мм. Впоследствии модель продолжала расти — базу растянули до 2 896 мм, а длина вплотную приблизилась к 5 метрам (4 940 мм). Рабочие объёмы и мощность моторов также возросли: стали доступны шестицилиндровые двигатели в 2,84 (112 л.с.) и 3,3 литра (129 л.с.), а также 253 и 308-кубовый (4,2 и 5,0 литра, 174 и 240 л.с.) V8.
Выбор трансмиссий оставался прежним — трёх- или четырёхступенчатые ручные и трёхступенчатая автоматическая.
Впервые среди «Холденов» этот автомобиль имел пружинную заднюю подвеску, однако ориентация разработчиков на достижение высокого ездового комфорта на плохих дорогах и «безопасная» настройка шасси на недостаточную поворачиваемость всё же ощутимо портили управляемость. Поэтому в 1977 году подвеска была полностью переработана, после чего, по отзывам прессы, машина стала управляться для того времени весьма неплохо. Впрочем, австралийский автопром тех лет был во многом «вещью в себе», поэтому сложно судить о том, насколько управляемость обновлённой модели соответствовала тогдашним мировым стандартам.
Внешность автомобиля и механика обновлялись в 1974, 1976 и 1977 годах.
Самостоятельное развитие марки «Холден» было едва не загублено в конце семидесятых годов общей для всей корпорации GM программой повышения унификации и снижения расходов. В соответствие с ней, с 1978 года началось постепенное вытеснение «больших» «Холденов» более компактным Holden Commodore, представлявшем собой праворульный вариант немецкой модели Opel Rekord D (хорошо известной на пост-советском пространстве), но с более роскошной решёткой радиатора от модели Opel Senator (эта же машина выпускалась в Корее как Daewoo Prince).
В 1980 году этот процесс для легковых моделей фирмы полностью завершился, после чего «Холден» надолго (но не навсегда) превратился в автосборочный завод, занимавшийся сборкой не только «Опелей», но впоследствии также и отдельных моделей Isuzu, Nissan и Toyota. Возрождение марки началось лишь в 1990-е годы, но оно оказалось сравнительно кратковременным: в 2013 году было объявлено, что к осени 2017 производство автомобилей в Австралии будет свёрнуто как убыточное (в настоящее время компанию поддерживают на плаву лишь обильные государственые дотации), а сам «Холден» превратится в импортёра автомобилей европейской и азиатской сборки.
К сказанному остаётся добавить, что на базе всех поколений этой модели выпускались универсалы, фургоны без остекления кузова за передними дверьми и повышенной крышей, а также лёгкие пикапы, называемые в Австралии «ют» (ute). Причём последние выпускались на самостоятельной австралийской платформе намного дольше, чем седаны — до 1984 года: