Немного о маслкарах и тюнинге

В последнее время среди любителей внешнего тюнинга отечественных машин можно наблюдать достаточно отрадную тенденцию: плавный переход от затянувшейся «детской болезни» этого жанра — банального «осовременивания» внешности автомобилей-ветеранов за счёт налепливания на их кузова пластикового обвеса той или иной степени убожества — к более или менее грамотным попыткам создавать нормальные кастомы с соблюдением стиля оригинала.

К сожалению, применительно к ГАЗ-24 это направление слишком уж часто вырождается в другой вредный «уклон»: стремление использовать элементы стилистики американских «мускулистых» автомобилей (muscle cars), причём — о ужас ! — эпохи конца шестидесятых и самого начала семидесятых годов. В результате, увы, обычно получается безобразие, даже если авторы не находят в себе смелости в этом признаться. Давайте вместе разберёмся — почему…

Надо сказать, что развитие американского автомобильного дизайна в шестидесятых и семидесятых годах не носило характера единого равномерного процесса: в нём обычно присутствовало сразу несколько борющихся друг с другом направлений одновременно, были и моменты резкого слома господствующего тренда с заменой его на практически полностью противоположный.

Создатели «Волги» ГАЗ-24 опирались в первую очередь на стилистический тренд, заданный моделями General Motors первой половины шестидесятых — 1961-1963 модельных годов. Для него были характерны следование автомобилей всех классов «классическим» пропорциям — примерно одинаково длинные капот и багажник при сравнительно короткой остеклённой части кузова, высокая крыша с большой площадью остекления, умеренный наклон лобового и заднего стёкол, достаточно простые, но богатые нюансами, формы кузова и умеренное количество блестящего декора. Никакой ярко выраженной «мускулистости» этот стиль не предусматривал: для выражения визуальной динамичности автомобиля, отражения его способности перемещаться в пространстве с большими скоростями, в нём использовались совершенно иные средства.

Несколько выделялись на общем фоне модели корпорации Chrysler, сохранявшие многие элементы дизайна, характерные для конца пятидесятых годов, однако покупатель активно «голосовал долларом» против этого направления, и уже в 1964-65 годах оно зачахло, уступив место комбинации элементов, заимствованных из фирменного стиля конкурентов — в первую очередь того же GM, в чуть меньшей степени — «Форда».

Именно эта эпоха является для ГАЗ-24 «домашней» (внешний облик автомобиля был утверждён в январе 1964 года и далее практически не менялся), и при желании многие характерные для неё стилистические находки можно очень удачно «подружить» с дизайном «Волги» — необходимый для этого «ключ» заложен в него уже изначально.

В эту эпоху, несмотря на отсутствие до 1964 модельного года muscle cars и как понятия, и как явления, процветала мода на спортивность, но выражалась она своеобразными средствами, которые не имели ничего общего с эпохой классических muscle cars: «спортивными» считались обладатели вполне рядовых кузовов с классическими пропорциями большого американского седана, отличавшиеся от своих более семейных аналогов главным образом динамикой, элементами декора, оборудованием, отделкой и компоновкой салона (раздельные сиденья вместо дивана спереди, центральная консоль, выносной тахометр на рулевой колонке, и так далее). И примеров «высокопотенциальных» автомобилей из этой эпохи — предостаточно.

К ней в полной относятся даже самые первые из muscle-cars — такие, как 1962-1964 Chevrolet Impala SS:

1962-Chevrolet-Impala-SS409

Или созданный на базе вполне рядового семейного седана 1964-1965 Pontiac GTO:

1964_GTO И это — не говоря уже о таких не столь широко «распиаренных», но представляющих ничуть не меньший интерес автомобилях этой эпохи, как Oldsmobile F85 Jetfire — одна из первых массовых моделей с турбонагнетателем, в своё время не привлекшая к себе должного внимания публики, хотя и поныне очень широко известная в узких кругах фанатов:

1962_Oldsmobile-F85_JetfireИли — умопомрачительно быстрый для своего времени Ford Fairlane Thunderbolt:

1964_Fairlane_ThunderboltА также — автомобили «люксовые», но со спортивной «ноткой», сочетающие роскошь и спортивность — вроде Buick Wildcat, позиционировавегося как Luxury Sports Car.

1963_Wildcat_luxury_sportcar

Короче говоря — при желании найти прообраз мощного, быстрого и не особо «затёртого» массовой культурой автомобиля из этой эпохи, чёрточки дизайна которого хорошо «ложатся» на стиль ГАЗ-24 без радикальных переделок — не должно составить особого труда. Причём это касается как внешнего дизайна, так и салона — с которым у «Волги» в целом всё куда как хуже, чем с предыдущим пунктом:

1963_Buick_Wildcat_intЭто особенно целесообразно с учётом того, что некоторые элементы американского спортивного стиля первой половины — середины шестидесятых годов у ГАЗ-24 уже изначально присутствуют — например, раздельные передние сиденья и трансмиссия с напольным переключением. А характерные для этих лет яркие краски — с явным доминированием спортивного алого неметаллика, обилие хрома и оригинальных отделочных материалов с очень интересной фактурой — вроде всевозможных вариантов полированного или анодированного алюминия, металлизированного винила или ткани с нитями люрекса — эффектно и оригинально разбавят традиционную для «Волги» несколько сероватую «обкомовско-таксишную» стилистику, развивая уже заложенную в её дизайн нотку легкости и динамичности.

Эта эпоха в американском дизайне просуществовала до середины шестидесятых — в зависимости от конкретного производителя, её границей может быть 1965, 1966 или 1967 модельный год.

Между тем, ещё в 1964 году появился автомобиль, почти буквально перевернувший американский автомобильный рынок вверх дном. Это был Ford Mustang:

1964_Ford_Mustang_CoupemustangДа, да — на втором фото чуток более поздняя модель… но суть она передаёт великолепно, и, к тому же, фото взято из сами-возможно-знаете какой статьи.

Это был автомобиль принципиально нового типа. Смысл его концепции был в следующем: в сравнительно компактных габаритах соединить динамичные пропорции европейского спорткупе, с длинным капотом, коротким багажником, низкой поясной линией — и американский принцип формообразования кузова: угловатые обводы, острые грани, общую массивность и мощный передок с выступающими по бокам развитыми «скулами».

Результат такого подхода, помноженного на использование простой и недорогой в производстве агрегатной базы серийного «компакта» Ford Falcon, превзошёл все ожидания: «Мустанг» мгновенно стал одним из самых продаваемых американских автомобилей. И становится понятно — почему, если вспомнить, что, к примеру, его прототип и ближайший аналог — Ford Falcon Sprint — в том же модельном году выглядел куда как скромнее и более традиционно:

1964_Falcon_SprintЕстественно, такой успех не мог не вызвать к жизни целой плеяды подражателей, и они были тут как тут уже к 1966-1967 модельным годам: начался целый бум автомобилей такого типа.

Правда, при этом постепенно акцент сместился в сторону более крупных автомобилей — в таком духе стали оформлять уже не «компакты», а всё больше автомобили среднего размера, и даже полноразмерные. Но базовые элементы стиля — пропорции кузова «длинный капот, короткий багажник», низкая крыша, сильно наклонённое лобовое и заднее стёкла, с частым переходом последнего в кузов «фастбэк» с покатой задней стенкой, сложная пластика «мускулистой» боковины с характерным «изломом» в задней трети — остались и получили во второй половине шестидесятых — начале семидесятых годов бурное дальнейшее развитие, приведя к появлению таких икон этого направления, как Chevrolet Camaro, Dodge Charger и ChallengerMercury Cyclone, и так далее, и тому подобные:

ChallengerПожалуй, единственным действительно принципиальным новшеством в их дизайне относительно «Мустанга» стала задняя стойка, продолжающая поверхность заднего крыла, без ступеньки между ними.

В этом стиле стали выполнять и обычные автомобили, включая самые рядовые четырёхвёдерные седаны, на которых подобная стилистика выглядела применённой немного не по месту:

1970_Ford_LTD_4drsedanМежду тем, по отношению к тому тренду в американском автомобильно дизайне, который стал прообразом при создании «Волги», «Мустанг» со своим потомством был совершенно перпендикулярен: из общего у них был лишь тот самый принцип формообразования кузова. В случае «Волги» — и без того сильно разбавленный скруглёнными линиями и сглаженными обводами в духе также европейских, но уже не спорткупе, а куда как более скромных семейных седанов той эпохи.

И хотя это — уже немало, вполне достаточно для того, чтобы опознать привычные черты в облике заокеанского автомобиля, но — всё же явно недостаточно, и при попытках использования в тюнинге «Волги» большинства дизайнерских находок американских автомобилей второй половины шестидесятых — начала семидесятых годов порождается неизлечимый когнитивный диссонанс: не «ложится» этот стиль на пропорции консервативного седана начала-середины шестидесятых.

Конечно, сделать из «Волги» некое подобие «Мустанга» при желании, в принципе, можно… ценой очень большого объёма сварочных работ, затрагивающих практически каждую панель кузова, включая полное изменение его пропорций и, скорее всего, колёсной базы. Вот только об оригинале в итоговом варианте напоминать не будет практически ничего.

Не говоря уже о том, что с точки зрения дизайна это по сути — создание нового автомобиля, требующее соответствующего уровня художественного вкуса и таланта. Даже у американских производителей тех лет, порой пытавшихся малой кровью преобразовать кузов чемоданообразного семейного седана в стильный-модный-молодёжный muscle car, часто получалась, пардонте мой хранцузский, полная мура, о которой впоследствии постарались как можно быстрее забыть. Удачные примеры, кстати, тоже есть — но они очень далеки от мейнстрима этого направления, который почти всегда имеют в виду о нём упоминая, и особой известности всё же так и не получили.

Стоит упомянуть и о популярной теме «купе из ГАЗ-24». Так вот: заварив задние двери и удлинив передние, вы получите не купе, а именно двухдверный седан вполне классических пропорций:

24_2dr_sedan[ Ссылка на страницу этого проекта ]

Для сравнения — вот Chevy Nova в таком же варианте кузова (2-dr Sedan):

67Chevy_2drsed…а вот — уже настоящее хардтоп-купе той же модели и года:

1967-Nova-SS-L79Разница заметна, не правда ли ?.. Крыша у купе ниже, задняя стойка — имеет намного больший наклон, боковые стёкла — без рамок. А ведь это ещё далеко не самое «купешистое купе», а просто бюджетная заводская переделка семейного седана в некое его подобие.

Нет-нет, право же — в двухдверном седане нет абсолютно ничего плохого, более того — многие из ранних маслкаров середины шестидесятых, вроде Oldsmobile Cutlass 4-4-2, выпускались именно в этом кузове, используя преимущества его наименьшей среди всех других типов массы:

1965-Oldsmobile-Cutlass-4-4-2Вот только — у таких машин свой, совершенно особенный стиль, и классической «мускулистой» стилистики здесь — нуль целых, нуль десятых. А любые попытки её создать, взяв кузов ГАЗ-24 за основу — по сути равносильны созданию нового кузова, с новыми пропорциями и новым дизайном. Интересные заявки в этой области, вообще говоря, имеются, но — все они потребовали от своих создателей наивысшего уровня мастерства. А главное — они тонут в океане не столь, увы, удачных попыток.

Кстати, известное купе ГАЗ-24 «Гром» — порождение трёхмерного моделирования, а не болгарки и сварочного аппарата — потому во многом и осталось в 3D, что для достижения желаемого эффекта его создателю пришлось ощутимо «погрешить против истины» — исказить местами пропорции оригинала:

24_GROMЧего стоят одни только удлинённая на добрые 15-20 сантиметров «морда» и заниженная крыша с изменёнными углами наклона стоек… довольно привлекательно на экране монитора — но практически не имеет ничего общего с реальностью. Увы.

В общем, конечно, возможно всё; и если найдётся человек, который сумеет в реальной жизни «слепить» из кузова ГАЗ-24 адекватный аналог маслкара второй половины шестидесятых — я первый побегу целовать его золотые руки. А вот на в целом стоковый кузов «Волги» лепить отдельные элементы этого стиля — лучше не надо…

Куда как целесообразнее ту же работу сделать на основе европейского автомобиля, выполненного в одном с «Мустангом» ключе — например, его прямого аналога из модельного ряда европейского филиала «Форда» — Ford Capri (пример проекта), благо выпускался тот вполне сравнимый с ГАЗ-24 срок — с 1969 по 1987 год:

Ford_Capri_IМогут представлять интерес для симуляции стиля «маслкаров» также другие поделки «еврофорда» тех же лет — к примеру, второе поколение Taunus, особенно купе-фастбек, некоторые модели «Опеля», с их дизайном, зачастую представляющим собой уменьшенный и несколько «разбавленный» вариант моделей GM американского рынка… некоторые японские купе, встречающиеся на нашем Дальнем Востоке. Или даже настоящие «американцы» с дизайном той эпохи, у нас вполне себе периодически встречающиеся, и обычно не за астрономические деньги — Ford Pinto и Maverick, Chevrolet Nova, Vega и Monza… Даже из Audi 80 B2 вышла весьма недурная стилизация под Dodge Charger, хотя по объёму переделок тоже приближающаяся к созданию нового автомобиля.

Между тем, снова перейдём к развитию американского дизайна. А он в начале семидесятых годов сделал очередное сальто-мортале и… вернулся к стилистической парадигме «домустанговых» времён, которую к тому времени стойко продолжали «нести в массы» лишь небольшое количество консервативных моделей, заклейменных публикой «автомобилями для пенсионеров». Место поджарых автомобилей с ярко выраженной «мускулистостью», оказавшихся тупиковым направлением развития, снова заняли казалось бы давно забытые угловатые «чемоданы» со вполне классическими пропорциями:

1976_Gran_FuryИ на фоне этих автомобилей «Волгу» ГАЗ-24 ждала своего рода «вторая молодость»: внезапно, её дизайн начал смотреться на фоне становящихся на конвейер новейших американских моделей всё более и более «нормально», до такой степени, что сделалось возможным провести удачный рестайлинг на рубеже семидесятых и восьмидесятых годов — модель ГАЗ-3102, которая на фоне своих заокеанских аналогов выглядела довольно таки уместно. И этом автомобилю многие решения, характерные для этого стиля — его можно условно обозначить словечком Brougham, «Броуэм» — тоже очень подходят.

Правда, напрямую сравнить стиль «Волги» с американскими автомобилями семидесятых всё же уже нельзя — это было действительно новое поколение дизайна, хотя и основанное на «классических» образцах десятилетней давности, но со своими, никогда ранее не проявлявшимися особенностями. Однако не стоит забывать, что в его рамках вполне себе вольготно существовали и автомобили-ровесники ГАЗ-24, с дизайном, восходящим к той же самой стилистической парадигме середины шестидесятых.

И, пожалуй, наиболее выдающимся примером тут могут послужить Plymouth Valiant / Dodge Dart моделей 1967-1976 годов. Эти разработанные в середине шестидесятых довольно таки «волгообразные» чемодан-седаны поначалу смотрелись на фоне своих современников очень скромно и достаточно старомодно, стоически воздерживаясь ото всех новомодных соблазнов «мускулистой» эпохи, лишь немного дав слабину в виде очень лёгкой, практически и незаметной «невооружённым взглядом» выпуклости боковины на задней двери.

Между тем, по мере вымирания «мускулистой» стилистики и вытеснения её более консервативной их дизайн начинал выглядеть всё более современно, и ко второй половине семидесятых после весьма умеренного по американским меркам рестайлинга, в основном затронувшего бампера, переднюю и заднюю панели кузова, они уже весьма наглядно иллюстрировали фразу «баба — ягодка опять» — будучи десяти лет от роду, что по американским меркам в то время было практически равноценно живому ископаемому.

Их же современники, в полной мере поддавшиеся на искус, напротив, к этому времени стали выглядеть весьма архаично, и даже далеко не всегда привлекательно — когда в «мускулистом» стиле пытались оформить принципиально ему чуждые и активно такому делу сопротивлявшиеся семейные седаны.

Несмотря на сходство во многих базовых чертах, по сравнению со стилем начала-середины шестидесятых у этого направления в дизайне был совершенно иной акцент — не на динамичность и спортивность, а на роскошь и комфорт.

Его характерные чёрточки: окраска кузова «металликом» — из цветов доминировали золотистый, от светлого до бронзового, шоколадно-коричневый, голубой с серым отливом, тёмно-синий и малахитовый тёмно-зелёный; широкое использование блестящего декора, особенно всевозможных декоративных медальонов, вензелей и надписей рукописным шрифтом; обтяжка крыши винилом — контрастным или, напротив, того же цвета, что и кузов, но на несколько тонов светлее или темнее; мощные бампера с массивными клыками; сложные колпаки колёс, полностью закрывающие колёсный диск; велюровая обивка салона, часто включая не только сиденья — обычно диваны — но и обшивки дверей, порой с очень толстой набивкой и декоративными пуговицами, а также вездесущие ковры, чем длиннее ворс — тем лучше; массивные фальшьдеревянные отделочные панели, превращающие панель приборов, а часто — и обшивки дверей, в подобие мебельного гарнитура; электростеклоподъёмники и прочие опции, повышающие комфорт.

Valiant_BroughamОчень интересно изучать автомобили этой эпохи, выпущенные в странах Латинской Америки на основе моделей одного возраста с ГАЗ-24: их создатели попытались по возможности подтянуть свои детища к актуальному на тот момент американскому стилю, будучи при этом зачастую весьма стеснены в средствах. Например, типичным образчиком может выступить аргентинский Dodge Coronado, на поверку оказывающийся хорошо загримированным вариантом американского Dodge Dart — из бюджетного американского «компакта» его создатели попытались сделать по-настоящему роскошный автомобиль в стиле середины семидесятых:

Coronado_bluedodge-coronadoНикто не мешает провести похожую трансформацию и со скромным советским такси, переведя его в новое измерения комфорта и роскоши, но оставшись в рамках духа эпохи… Некоторые потенциальные исходники для неё легкодоступны — например, велюровые сиденья и колёсные колпаки от ГАЗ-3102 вполне подойдут по стилю; да даже весь передок от ГАЗ-3102 в сборе, возможно, неплохо впишется в этот стиль в сочетании с задней частью кузова и дверьми ГАЗ-24. Другие элементы, особенно всевозможные мелочи по салону и отделке — можно найти на ближайшей разборке, занимающейся американскими автомобилями восьмидесятых годов — стиль оформления салона к тому времени не лишком изменился, особенно у пикапов и происходящих от них внедорожников. Старых японских автомобилей, кстати, это часто тоже касается — только совсем старых, примерно до 1980 года.


  • Radamanph

    *В общем, конечно, возможно всё; и если найдётся человек, который сумеет в реальной жизни «слепить» из кузова ГАЗ-24 адекватный аналог маслкара второй половины шестидесятых — я первый побегу целовать его золотые руки… (с)

    Единственным, максимально приблизившимся к цели, на мой взгляд стал ГАЗ 24 Леденец

    • http://vk.com/id214797453 Стас Алексеев

      Хорошая машина, но она сделана совсем в другом направлении, это скорее кастом, чем маслкар. Там как раз пример грамотного преобразования родного кузова с сохранением общего стиля.

      На самом деле, мне известна как минимум одна годная стилизация именно под Мустанг. Но там действительно весь-весь-весь кузов переварен.

  • http://vk.com/id23980797 Владимир Литвинов

    а эта

    • http://vk.com/id214797453 Стас Алексеев

      Кажется, знаю эту машину. Ну вот опять же — ничего от маслкара тут на мой взгляд нет. Едва ли не родовой признак поникара и маслкара — это более низкий по сравнению с седаном коул (Cowl, зона кузова перед лобовым стеклом, где панель с дворниками) и, соответственно, крылья и линия остекления тоже ниже. Например, ранние Plymouth Barracuda на платформе A-body в прессе тех лет не признавали настоящими поникарами или маслкарами именно из-за того, что они были с высоким коулом от Plymouth Valiant, хотя остальной кузов там был весьма серьёзно подрихтован.

      Здесь мы имеем кастом с чопом крыши, но опять же на мой взгляд к маслкарам отношение он имеет весьма отдалённое. Если посмотреть на маслкары самые-самые ранние, ещё с высоким коулом, вроде GTO 1964 года, то у них крыша совершенно обычная для хардтопа, не чопнутая. Вообще, такие пропорции (высокое основание / низкая крыша) характерны именно для кастомов, а не маслкаров, у них крыша тоже бывает достаточно низкая, но обычно нет такой сильной диспропорции, всё более гармонично. Это уже на современных репликах вроде Камара и Челленжера 2010-х годов появилось, и именно под влиянием кастом-культуры (ну и плюс требования безопасности, конечно). Кстати, про ту же самую раннюю «Барракуду» 340 Formula S как раз и писали, что это по сути заводской хотрод на базе «Вэлианта», а не пони / маслкар.

  • http://vk.com/id23980797 Владимир Литвинов

    она же

  • Лапоть

    Я просто оставлю это здесь…

    • http://vk.com/id214797453 Стас Алексеев

      Собственно, как раз о чём я и говорю. Двухдверный седан, чоптоп, современные диски не в стиль… и всё. Обычный кастом. Ни на какую стоковую машину, включая маслкар, это вообще не похоже (смешение стилей, нехарактерные для заводской продукции пропорции) — сразу видно, что поработали сварка-болгарка.
      Если вы считаете, что это великолепный проЭкт и т.п. — я вас немного разочарую, это скорее подтверждение сказанного в статье.
      Ну, вам нравится — я рад ))